“Г” (библейская энциклопедия)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш/Щ Э Ю Я

Гаал
(возможно, араб. «навозный жук» или «орошенная пальма»), израильтянин, призывавший жителей Сихема выступить против -> Авимелеха (2). Г. потерпел поражение в сражении с Авимелехом и был изгнан из города (Суд 9:26-41).

Гааш
[возможно, от евр. слова со значением «колебаться» (о земле)]. Гора юж. Фамнаф-Сараи (Нав 24:30). Здесь в холмистой местности между ручьями Вади-Айн-эль-Дибе и Вади-Айн-эз-Зерка, прим. в 30 км юго-зап. Сихема, расположен совр. Хирбет-Тибне.

Габбай,
вениамитянин, живший в Иерусалиме после возвращения из вавил. плена (Неем 11:8).

Гаваон
(«возвышенное место»), крупный город в Ханаане (Нав 9:3,17; Нав 10:2), после израил. завоевания отданный в удел колену Вениамина (Нав 18:25) и затем переданный левитам (Нав 21:17). Местоположение Г. определить сложно. Принято считать, что он находился на месте совр. Эль-Джиба [ивр. Гивон], прим. в 9 км сев.-зап. Иерусалима. В этом случае упоминаемый в 2Цар 2:13 Гаваонский пруд — это находящаяся к востоку от города запруда у источника. Возле «большого камня, что у Гаваона» Иоав убил Амессая (2Цар 20:8). Т.о., «высоту, что в Гаваоне» можно отождествить с горой Неби-Самвил, высота к-рой составляет 895 м и которая доминирует над этой местностью — вплоть до Иерусалима. Здесь некогда находился «главный жертвенник» (3Цар 3:4) и была временно установлена скиния собрания (2Пар 1:3); здесь же Соломону во сне явился Господь (3Цар 3:5-15). См. карту на стр. 219: -> Давид (VIII).

Гаваонитяне,
евеи, населявшие города -> Гаваон -> Беероф (1) -> Кефиру и -> Кириаф-Иарим (Нав 9:17). Г. хитростью заключили союз с израильтянами, возглавляемыми Иисусом Навином (ст. 3-15). Благодаря этому союзу они, «остатки аморреев» (2Цар 21:2), могли жить среди израильтян, хотя и должны были рубить дрова и носить воду для скинии (Нав 9:16-27). Иисус Навин защитил их от аморреев (Нав 10:1-10). Саул предпринял попытку истребить Г. Мстя за зло, причиненное им Саулом, Г. потребовали от Давида, чтобы он выдал им семерых потомков Саула. Все семеро были затем казнены (2Цар 21:1-14). В 1Пар 12:4 гаваонитянином назван живший в Гаваоне вениамитянин.

Гавафа
[евр. Бигтан], один из евнухов при дворе Артаксеркса, вместе с сообщником замышлявший убить царя. Их планы выдал Мардохей, и оба заговорщика были казнены (Есф 2:21-23; Есф 6:2).

Гавафон
-> Гиввефон.

Гаввафа
[возможно, происходит от евр. габбахат, «лысина», или от арам. габбета, «возвышение», «высота»], каменный помост [греч. литостротон], находившийся рядом с преторией (резиденцией наместника) Пилата в Иерусалиме (Ин 19:9,13). Местоположение Г. можно установить, лишь определив местонахождение самой претории, а это пока не выяснено. Предположение о том, что Г. находилась в башне Антония, стоявшей на площади перед храмом, не подтвердилось, т.к. эта башня никогда не служила преторией, а имеющийся в ней помост был возведен лишь во II в. по Р.Х. Вероятнее всего, под Г. следует понимать скалу, по краю к-рой был проложен «нижний водопровод».

Гавриил
[евр. Гавриэл, «Бог явил Cвою силу»], один из двух ангелов, названных в Библии по имени. Г. разъясняет Даниилу его видение (Дан 8:16-27) и, отвечая на его покаянную молитву за народ, предсказывает ему о семидесяти седьминах (Дан 9:21-27). Позже Г. явился в Иерусалимском храме Захарии и возвестил ему о рождении сына Иоанна (Лк 1:11-22), назвав себя «Гавриилом, предстоящим перед Богом» (ст. 19; ср. Мф 18:10). Через полгода после этого в Назарете он принес Марии весть о том, что она избрана Богом стать матерью Его Сына (Лк 1:26-28). Г. указал Марии на ее родственницу -> Елисавету, которая по обетованию зачала сына, явив свидет-во истинности ангельской вести (ст. 36 и след.).

Гагедолим
[евр. Хаггедолим], отец Завдиила, который жил в Иерусалиме в период после вавил. плена (Неем 11:14).

Гагрий
[евр. Хагри], отец -> Мивхара, одного из храбрых у Давида (1Пар 11:38).

Гад
(«счастье», «счастливая судьба»):
1) седьмой сын Иакова, первенец Зелфы, служанки Лии, и старший брат Асира (Быт 30:10-13; см. цвет. вклейку 1). Когда Г. вместе с Иаковом отправился в Египет, у него было семь сыновей (Быт 46:16). В своем благословении Иаков говорит о Г. как о воине (Быт 49:19; ср. Втор 33:20 и след.);
2) потомки Г., сына Иакова, колено Гадово и его удел. За время, прошедшее между двумя исчислениями народа, число боеспособных мужчин в колене Гадовом уменьшилось с 45 650 до 40 500 человек; гадитяне по своей численности переместились с восьмого на десятое место среди всех колен (Чис 1:25; Чис 26:18). Во время странствования по пустыне колено Гада вместе с коленами Рувима и Симеона разбивало стан юж. скинии собрания; эти три колена, объединенные под знаменем стана Рувима, выступали в поход во вторую очередь (Чис 2:10-16). Еще при жизни Моисея колено Гада получило удел вост. Иордана, между рекой и владениями аммонитян. На юге этот удел граничил с уделом Рувима, а на севере — с уделом полуколена Манассии (Чис 32:1-5; Втор 3:12,16 и след.; Нав 13:4-28). Во владение левитам в уделе Г. были определены след. города: Маханаим, Есевон, Иазер и Рамоф в Галааде (Нав 21:38 и след.). Колену Гада вместе с коленом Рувима и полуколеном Манассии позволили поселиться на пастбищных землях вост. Иордана в обмен на обязат-во оказать другим коленам поддержку при завоевании Ханаана (Чис 32:16-33; Нав 4:12). После окончания войны Иисус Навин отпустил гадитян по домам (Нав 22:1-6). Жертвенник, сооруж. этими тремя коленами у Иордана во свидет-во их принадлежности к богоизбранному народу, вызвал сначала недовольство у остальных колен, но в конце концов был ими признан (Нав 22:10-34). На всем протяжении своей истории колено Гадово вовлекалось в воен. конфликты, чему способствовало геогр. положение его удела. возможно, колено Гадово принимало участие в войне Иеффая против аммонитян (Суд 11), но конкретно об этом не говорится. Во времена Саула при участии гадитян была одержана крупная победа над племенами измаильтян (1Пар 5:10,18-22). Несколько гадитян сопровождали Давида во время его бегства от Саула (1Пар 12:8-15). В Маханаиме Авенир возвел на цар. трон Иевосфея (2Цар 2:8 и след.); позже Давид нашел здесь укрытие от Авессалома (2Цар 17:24,27-29). Город Рамоф в Галааде имел важное стратегич. значение в погран. войнах против сирийцев, которые вели цари Ахав и Иорам (3Цар 22:29; 4Цар 8:28). Здесь был помазан на царство Ииуй (4Цар 9:1-6). Позднее Азаил опустошил все земли вост. Иордана (4Цар 10:32 и след.). В Библии упоминается о нескольких родах из колена Гада, живших в VIII в. до Р.Х. (1Пар 5:11-17). В 30-х гг. того же века ассир. царь Феглаффелласар (Тиглатпаласар III) угнал гадитян в плен (4Цар 15:29; 1Пар 5:26), из к-рого они уже не вернулись, и их земли заняли аммонитяне (Иер 49:1). Согл. пророчеству Иезекииля, колено Гадово последним из колен получит удел в земле обетованной, на самом юге (Иез 48:27). Среди 144 тыс. запечатленных из 12 колен 12 тыс. будут гадитянами (Откр 7:5);
3) пророк и прозорливец, пославший Давида, скрывавшегося в Адолламской пещере, в землю Иуды (1Цар 22:5). Позднее Г. провозвестил Давиду наказание за исчисление народа и поручил ему соорудить жертвенник, на месте к-рого позднее Соломон должен был построить храм (2Цар 24:11-19; 1Пар 21:9-19). Г. принимал участие в назначении левитских певцов (2Пар 29:25). Традиционно считается, что Г. был родом из Халхула, который находился недалеко от Хеврона;
4) языч. бог счастья, имя к-рого, наряду с именем Мени, встречается в Ис 65:11 и входит в состав топонимов и личных имен: Ваал-Гад возле Ермона (Нав 13:5) и Мигдал-Гад в уделе Иуды (Нав 15:37). -> Гаддий -> Гаддиил -> Азгад.

Гадад
-> Хадад.

Гададриммон
Согл. Зах 12:11, город, название к-рого состоит из имен двух божеств — западносемит. бога растительности -> Хадада и аналогичного ему главного божества Дамаска (4Цар 5:18). Полагают, что Г. нужно искать вблизи Таанаха, на месте совр. Руммане или совр. Эль-Леджуна, располож. сев. Таанаха. Иероним упоминает Ададреммон, «город вблизи Изрееля, ныне Максимианополь в долине Мегиддонской». Согл. самому древнему описанию Палестины, составленному паломниками из Бордо, Максимианополь находился в 17 милях (27 км) от Кесарии Приморской и в 10 милях (15 км) от Изрееля, что соответствует местоположению Эль-Леджуна. Что касается плача, упомянутого в Зах 12:11, то, вероятно, речь идет о плаче по царю Иосии, павшему при Мегиддо в сражении против фараона Нехао (2Пар 35:24 и след.). Расположение Эль-Леджуна у горного перевала также говорит в пользу того, чтобы отождествлять это место с Г.

Гадар
-> Хадад (3).

Гадаринская страна
Область вокруг эллинистич. города Гадары, находившегося прим. в 10 км юго-вост. Геннисаретского озера. Во время раскопок здесь были обнаружены остатки строений, относящихся к рим. и визант. периодам. В новозаветное время Гадара стала центром эллинистич. культуры. Долгое время город являлся ареной противостояния иудеев и язычников. Согл. Мф 8:28-34, Иисус исцелил на вост. берегу озера, в Г.С. (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) двух бесноватых. возможно, под «страной Гадаринской» в Мф 8:28 подразумевается все вост. побережье, заселенное язычниками. -> Герасинская страна.

Гадасса
[евр. Хадасса, «мирт»], евр. имя царицы -> Есфири (Есф 2:7).

Гаддиил
[евр. Гаддиэл, «счастье есть Бог»], сын Содия из колена Завулона. Один из соглядатаев, посланных Моисеем в землю Ханаанскую (Чис 13:11).

Гаддий
[евр. Гадди], имя, производное от «Гад». Сын Сусия из колена Манассии. Один из соглядатаев, посланных Моисеем в землю Ханаанскую (Чис 13:12).

Гадер
(«каменный вал», «стена»), хананейский цар. город (Нав 12:13) в Негеве (на юге страны). В Ономастиконе (список георг. названий) Евсевия Кесарийского Г. отождествляется с башней Гадер (Быт 35:21), что, впрочем, вызывает сомнения. -> Едер (1).

Гадий
[евр. Гади, «счастливый»], отец израил. царя Менаима (4Цар 15:14,17).

Гадитяне,
представители колена -> Гада (1Пар 12:8 и др.).

Гадорам (Иорам)
[евр. Хадорам, «Хадад возвышен»]:
1) потомок Иоктая, родоначальник одного из араб. племен (Быт 10:27; 1Пар 1:21);
2) сын царя Имафа (Хамата), Фоя, передавший Давиду приветствия и дары от своего отца по случаю победы над Адраазаром, царем сувским (1Пар 18:9 и след.).

Гады, пресмыкающиеся
Евр слова ремес и шерец (букв.: «двигающийся», «ползающий»), переводимые обычно как «гады», обозначают в Библии всех пресмыкающихся, обитающих на земле (Быт 1:24,25) и в воде (Пс 103:25), а также крылатых насекомых (Лев 11:20) и животных, «ползающих на чреве» или, напротив, «многоножных животных» (Лев 11:41,42). Все эти животные считались нечистыми (Лев 11:20,29,30,41,42). За искл. млекопитающих, птиц и рыб, а также саранчи (ст. 21,22), к Г. могут быть причислены все остальные виды животных, в т.ч. и мелкие млекопитающие, напр. мыши (Лев 11:29,30).

Гаенам
(«место источника»), город в Иудее (Нав 15:34), возможно, идентичный -> Енаиму (Быт 38:14).

Газа
1) город в уделе Ефрема (1Пар 7:28), -> Гай (1). Но возможно, что это совр. Турмус-Айя, в 2 км юж. Силома;
2) один из крупных филистимских городов, располож. в 4 км к вост. от побережья Средиземного моря, в 80 км от Иерусалима и в 66 км юго-зап. Яффы (Иоппии). Г. была самым южным из пяти филистимских городов и располагалась на границе тер., завоеванной Иисусом Навином (Нав 10:41). Город был предназначен в удел колену Иуды (Нав 15:47), тем не менее оно, видимо, его так и не получило. Очевидно, Г. не была завоевана Иудой, хотя в Суд 1:18 утверждается обратное. Судя по тому, что филистимляне держали в Г. плененного Самсона, город позднее находился в их владении (Суд 16:21). Во времена Езекии иуд. цари, побеждая филистимлян, продвигались вплоть до Газы (4Цар 18:8). Расположение города близ моря на главном караванном пути в Египет объясняет постоянные стремления египтян владеть этим городом (Иер 47:1,5). Пророки предсказывали ожидающее Г. Божье наказание (Ам 1:6; Соф 2:4; Зах 9:5). В 529 г. до Р.Х. город захватил перс. царь Камбис, а в 322 г. до Р.Х. — Александр Македонский. Позднее, в эллинистич. эпоху, город переживал расцвет. Маккавеи захватывали город дважды, после чего он обезлюдел. Помпей отделил область Г. от Иудеи; позднее город, вероятно, был восстановлен, но уже в другом месте, ближе к гавани. Однако путь в Египет все так же пролегал мимо руин старого города. Видимо, на это указывается в Деян 8:26: «На дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста». Ф.Питри полагал, что древняя Г. находилась на месте холма Телль-эль-Аджул, в 7 км юж. совр. города, но результаты раскопок это не подтвердили. См. карту на стр. 1011; ил. на стр. 349; 520:

Газез
(«рожденный во время стрижки»):
1) сын Халева, сына Есрома, и его наложницы Ефы (1Пар 2:46);
2) внук Халева и сын Харана (1Пар 2:46).

Газер
(евр. и в совр. науч. литературе — Гезер), хананейский город, имевший собственного царя (Нав 12:12), который был побежден Иисусом Навином (Нав 10:33). Хотя Г. был предназначен для жительства левитам, израильтяне, однако, не изгнали из него хананеев (Нав 16:3,10; Суд 1:19). В Библии сказано, что Давид поразил филистимлян «от Гевы [в Синод. пер. — Гаваи] до Газера» (2Цар 5:25), след., в то время Г., видимо, принадлежал филистимлянам. Позднее город был завоеван егип. фараоном, но тот отдал его своей дочери, жене Соломона, в приданое (3Цар 9:16). В Нав 21:21; 1Пар 6:27 Г. назван -> городом-убежищем. В VIII в. до Р.Х. городом завладел Тиглатпаласар III, который распорядился сделать рельеф, изображающий сцены захвата Г. Во время маккавейских войн Г. был завоеван Иудой Маккавеем, а его преемник Симон возвел вокруг города новые стены (1Мак 14:7; 2Мак 10:32 — в Синод. пер. — Газара). (См. карту на стр. 840; 960:) О том, что Г. находился на месте холма Телль-Джезер (новоевр. Телль-Гезер), в 18 км вост. Явне, свидет-вуют найденные здесь при раскопках камни с надписью: «Граница Гезера». Древнейшие обитатели Г. жили в пещерах, на стенах которых они делали рисунки. Трупы они сжигали, из чего следует, что эти люди не были семитами. Археологич. находки в культурных слоях, относящиеся к бронзовому веку, свидет-вуют о егип. влиянии. Филистимляне и хананеи устанавливали особые камни (маццебы) на тех местах, которые они считали святыми. Важным технич. достижением газерцев был сооруженный ими подземный туннель, по к-рому в город поступала вода. Ко времени правления израильтян относится Гезерский календарь (-> Год, III), на к-ром были обозначены сроки сева и сбора урожая. См. ил. на стр. 925; 948; -> Высота (V).

Газзам
(«кузнечик» или «гусеница»), предок храмовых прислужников (нефинеев), возвратившихся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:48; Неем 7:51).

Гаий (Гай):
1) македонский христианин и спутник ап. Павла. Г. был схвачен разъяренной толпой во время мятежа серебряников в Ефесе, но, видимо, остался невредим (Деян 19:29);
2) спутник ап. Павла, сопровождавший его на пути из Македонии в Малую Азию (Деян 20:4). В одном из дошедших до нас вариантов текста говорится, что Г. был родом из Дубера в вост. Македонии, а не из Дервии в Малой Азии, как об этом говорят остальные рукописи Деян В этом случае он, вероятно, являлся тем же лицом, что и первый Г. Подтверждением этому может служить то обстоят-во, что оба Г. упоминаются вместе с македонянином Аристархом;
3) коринфский христианин, к-рого крестил Павел (1Кор 1:14). Апостол останавливался в доме Г.; здесь же собиралась и вся коринфская церковь (Рим 16:23). Исследователями было высказано предположение, что этот Г. и тот, который принимал у себя Павла (Деян 18:7), — одно и то же лицо и что, соотв., его полное имя — Г. Титий Иуст (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана);
4) адресат 3 Послания Иоанна (ст. 1). Г. гостеприимно принимал у себя братьев и странников (ст. 5 и след.) и, возможно, был обращен в веру Иоанном (ст. 4).

Гай
[евр. Ай (в Библии всегда с артиклем — Хаай), «куча (обломков)», «развалины»]:
1) город вблизи Вефиля (Быт 12:8; Быт 13:3; Езд 2:28), названный в МТ также Айя (в Синод. пер. — Гай, Неем 11:31) и Айа (в Синод. пер. — Газа, 1Пар 7:28). Ко времени покорения Ханаана израильтянами Г. был укреп. городом с 12 тыс. жителей, в к-ром правил царь. Г. был завоеван Иисусом Навином (Нав 8). Если Аиаф [евр. Айят, Ис 10:28] также отождествить с Г., то его местоположение надо искать сев. Михмаса. Неоднократно указывали на холм Ат-Телль близ селения Дейр-Диван как на возм. местонахождение древнего Г. В результате раскопок здесь был обнаружен город, по своим размерам превосходящий Иерихон или Мегиддо (что противоречит Нав 7:3), который уже ок. 2000 г. до Р.Х. стал жертвой какой-то катастрофы и только ок. 1200 г. до Р.Х. был в незначит. степени заселен израильтянами. Т.о., ко времени завоевания Г. этот город лежал в развалинах. Нет здесь и упомянутой в Нав 8:12 располож. сев. города долины. Значит, Г. следует искать в другом месте, вост. Вефиля. См. карту на стр. 377; 388;
2) город аммонитян, располагавшийся, вероятно, вблизи Есевона (Иер 49:3).

Гаккатан
[евр. Катан, «меньший» или «младший»], отец Иоханана, из потомков Азгада (Езд 8:12).

Гаккоц
[евр. Хаккоц, «терновник»], глава рода священников, к-рому выпал седьмой жребий для служения в храме во времена Давида (1Пар 24:10). Члены рода Г. вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем, но не могли доказать своей принадлежности к священству (Езд 2:61 и след.; Неем 7:63 и след.). Судя по Неем 3:4,21, некоторым из них все же удалось отстоять свои права.

Галаад
[евр. Гилад, возможно, «неровная поверхность»]:
1) сын Махира, внук Манассии, праотец рода Г., составлявшего основную часть колена Манассии (Чис 26:29,30; Чис 27:1; Чис 36:1; Нав 17:1,3);
2) отец судьи Иеффая (Суд 11:1,2), потомок Г. (1);
3) израильтянин из колена Гада (1Пар 5:14);
4) горный массив, простирающийся зап. Иордана, возле Изреельской долины (Суд 7:3), который, по мнению ряда ученых, тождествен -> Гелвую (см. карту на стр. 188). Название Галаад появилось в этом месте Библии в результате ошибки переписчика;
5) горный массив вост. Иордана (Быт 31:21,23,25; Песн 4:1), ср. Галаад (7);
6) в Ос 6:8 (ср. 12:12) говорится о Г. — «городе нечестивцев, запятнанном кровью», но, вероятно, здесь имеется в виду земля Г. (7);
7) область вост. Иордана (Втор 3:10), границы к-рой точно не определены. Во Втор 34:1 подразумевается область к востоку от Иордана, а в Нав 22:9 — область, находящаяся сев. Арнона, завоеванная израильтянами (4Цар 10:33). Река Иавок делит Г. на юж. (Втор 3:12,16; Нав 12:2,5) и сев. части (Нав 13:31). После победы израильтян над васанским царем Огом (Чис 21:32-35) юж. часть отошла во владение коленам Гада и Рувима, а сев. — колену Манассии (Втор 3:12-16). Позже израильтяне неоднократно сражались с сирийцами за Рамоф Галаадский; область была разорена сир. царем Азаилом, который «молотил Галаад железными молотилами» (Ам 1:3; ср. 4Цар 10:32,33). Галаадское нагорье, в отличие от зап. берега Иордана, очень плодородно: на нем простирались обширные пастбища (Чис 32:1; Песн 4:1), а сев. часть в основном покрывали леса, в том числе -> Ефремов лес, в к-ром был убит Авессалом (2Цар 18:6). Из Г. вывозились благовония и лекарств. средства (Быт 37:25), о чем говорится в Иер 8:22: «Разве нет бальзама в Галааде?» См. карту на стр. 188:

Галал
(«черепаха»):
1) левит из рода Мерари, вернувшийся из вавил. плена (1Пар 9:15);
2) другой потомок Мерари, сын Идифуна и отец Шемаии (1Пар 9:16).

Галатия

I. ОБЛАСТЬ

Плоскогорье в Малой Азии, тянущееся по обе стороны от реки Галис (совр. Кызыл-Ирмак), в эпоху НЗ населенное кельтскими племенами — галатами, обосновавшимися здесь в III в. до Р. Х. По одной из версий, сюда было направлено -> Послание к Галатам. Важнейшие галатийские города — Пессинунт — на западе, Анкира (совр. Анкара) — в центре и Тавий — на востоке области.

II. РИМСКАЯ ПРОВИНЦИЯ

Галатия (с 25 г. до Р. Х.) включала, помимо собств. Галатии, Ликаонию, Писидию и Фригию. Здесь Павел проповедовал во время своих первого и второго миссионерских путешествий (Деян 13:14; Деян 14:24; Деян 16:1-5). См. карту на стр. 838:

Галгал (Галгалы)
[«круг», «колесо повозки» или «диск» (каменный)]:
1) место первой стоянки израильтян в Ханаане вост. Иерихона (Нав 4:19), т.е. между городом и Иорданом (Нав 5:10; Нав 9:6; Нав 10:6; Нав 14:6; Суд 2:1; Суд 3:19; 2Цар 19:15; Мих 6:5). Полагают, что Г. был расположен на месте холма, который сейчас называется Эн-Нетеле, в 5 км юго-вост. Иерихона, где его древнее название звучит как Телль-Джельджул. По мнению Г.Г.Дальмана, Г. следует искать на месте Эн-эль-Гарабе, который равноудален от Иордана и Иерихона на 4 км. Наконец, Г. отождествляют и с развалинами Хирбет-эль-Мефджир в 2 км сев.-вост. Иерихона. Предположение о том, что в 1Цар 11:14,15 и в Неем 12:29 (Беф-Гаггилгал) имеется в виду одно и то же место, неоднократно подвергалось сомнению. (См. карту на стр. 388:) возможно, пророч. школа была организована здесь с целью сохранения древней традиции. В VIII в. до Р.Х. этот город стал центром нечестивого идолослужения, см. Ос 4:15; Ос 9:15; Ос 12:11; Ам 4:4; Ам 5:5;
2) Э.Зеллин полагает, что Г., согл. Втор 11:30 располагавшийся недалеко от Сихема, находился на месте развалин Хирбет-Джуледжил (в 4 км юго-вост. Сихема). Однако существует мнение, что указанные места связаны с Г. (1);
3) очевидно, что от Г. (1) следует отличать Г., упоминаемый в Нав 12:23: Здесь говорится о городе, находившемся на месте совр. Джилджулийе [евр. Гилгал] на равнине Шарон (Сарон), в 6 км сев. Рас-эль-Айна (Антипатриды);
4) некоторые ученые предполагают, что Г., упоминаемый в Нав 15:7, то же место, что и Г. (1), но это маловероятно. В параллельном описании в Нав 18:17 этот город называется Гелилофом. Считается, что он находился возле Хан-эс-Сала (также Хан-эль-Ахмар), в 9 км сев.-вост. Иерусалима.

Галгалы
-> Галгал.

Галилейское море
-> Геннисаретское озеро.

Галилея
Считается, что название «Г.» происходит от евр. слова галил («местность» или «окружность»). Г. называли область вокруг Кедеса, одного из -> городов-убежищ (Нав 20:7; Нав 21:32), которая изначально принадлежала коленам Иссахара, Неффалима, Завулона и Асира. Позже здесь обосновалось и колено Дана (Суд 18). Завоевание Г. израильтянами происходило медленно (Суд 1:30; Суд 4:2). Когда Тиглатпаласар III (библ. Феглаффелласар) угнал израильтян в плен, оставшиеся евреи смешались с переселенцами-язычниками (4Цар 15:29; 4Цар 17:24). К коренным жителям и переселенцам, пришедшим сюда во времена вавил. плена, позднее присоединились арам., араб., финик. и греч. переселенцы. Поэтому чистокровные евреи относились к жителям Г. с презрением (Ин 1:46; Ин 7:52), и уже в Ис 9:1 Г. называется языческой. Галилеяне говорили по-арамейски с характерным акцентом (Мф 26:73; Мк 14:70). Жителей области считали людьми храбрыми и склонными к мятежу. Г. играет в Библии особую роль, потому что именно здесь Иисус совершил большую часть Своих деяний (Мф 4:23). В то время область входила в состав царства -> Ирода Антипы. (-> Масличная Елеонская гора; см. цвет. вклейку 25:)

Галлим:
1) один из важнейших городов на пути из Иерусалима в Геву (1Цар 25:44; Ис 10:30). Вероятно, это совр. Хирбет-Какул, местоположение к-рого соответствует приведенному в Ис 10:30 перечню городов. Найденные здесь остатки гор. стены и черепки свидет-вуют о том, что на этом месте (ок. 5 км сев.-вост. Иерусалима)жили израильтяне во времена Израильской государственности. См. карту на стр. 377;
2) город в уделе Иуды, упоминаемый только в тексте Септуагинты (Нав 15:59), возможно, совр. Бейт-Джала, располож. в 2 км сев.-зап. Вифлеема.

Галлион,
брат рим. гос. деятеля и философа-стоика Сенеки, воспитателя имп. Нерона. Изначально его звали Луцием Юнием Аннеем Новатом, а имя Г. он получил после того, как был усыновлен Луцием Юнием Галлионом, другом его отца. Г. избрал полит. карьеру, и во времена первого пребывания Павла в Коринфе он был уже проконсулом провинции Ахаии. Когда евреи привели к нему на суд апостола, Г. отказался выносить решение относительно его учения и не вмешался, когда толпа эллинов в его присутствии избила начальника синагоги Сосфена (Деян 18:12-17). Нерон принудил Г., как и Сенеку, совершить самоубийство. Найденная в Дельфах надпись с именем и титулом Г. позволяет заключить, что Павел посетил Коринф в 51/52 гг. по Р.Х. Это может помочь более точно определить, когда происходили те или иные события в жизни апостола.

Галлохеш
-> Лохеш.

Гам,
место вост. Иордана, возможно, совр. Хам, лежащий сев. Иавока, в 6 км юго-зап. Ирбида и сев. Аджлуна. Здесь жили зузимы (Быт 14:5). См. карту на стр. 449:

Гамалиил
[евр. Гамлиэл, «Божья награда»]:
1) фарисей, законоучитель и член иерусалимского синедриона во времена Иисуса Христа. Г. стоял во главе умеренного теологич. направления, основоположником к-рого был его дед Гиллей. Выдающаяся ученость и личная честность Г. снискали ему всеобщее уважение. Он всегда старался быть вне политики и избегать крайностей: проявив мудрость и осторожность, Г. дал синедриону совет не наказывать арестованных апостолов слишком строго (Деян 5:34-40). Но это не стоит расценивать как свидет-во его единомыслия с христианами. Одним из учеников Г. был Савл из Тарса (Деян 22:3). Г. умер ок. 50 г. по Р.Х. Его называют Гамалиилом I, чтобы отличать его от внука, Гамалиила II, который в 90-110 гг. по Р.Х. тоже был уважаемым раввином;
2) сын Педацура, начальник колена Манассии во время странствования по пустыне (Чис 1:10; Чис 2:20; Чис 7:54,59; Чис 10:23).

Гамул
(«делающий добро»), глава 22-й чреды священников во времена Давида (1Пар 24:17).

Гапицец
[евр. Пиццец, «разбитый», «раздробленный»]. Священник и руководитель 18-й чреды священников во времена Давида (1Пар 24:15).

Гаран
-> Харан (2).

Гарари, гараритяне
Название неизвестного города или местности. возможно, Г. был расположен на Иудиной или на Ефремовой горе. Трое из храбрых у Давида носили прозвище «гараритянин» (2Цар 23:11,33; 1Пар 11:34 и след.).

Гареб
[евр. Гарев], один из храбрых у Давида, итритянин (ифриянин) (2Цар 23:38; 1Пар 11:40).

Гарив,
холм вблизи Иерусалима (Иер 31:39), находившийся, вероятно, сев. храмовой горы. Позднее, в новозаветное время, на Г. располагался пригород, называвшийся Бецета. -> Гоаф.

Гаризим,
гора, находящаяся юж. Сихема, совр. название — Джебель-эт-Тор [евр. Гризим] (881 м). На этой горе, стоящей напротив горы -> Гевал, колена Симеона, Левия, Иуды, Иссахара, Иосифа и Вениамина провозгласили благословение израил. народу (Втор 11:29; Втор 27:12; Нав 8:33). На сев. склоне горы имеется выступ, с к-рого, возможно, говорил, рассказывая притчу, Иофам (Суд 9:7). На горе Г. находился храм самарян, который ок. 128 г. до Р.Х. был разрушен Иоанном Гирканом (-> Маккавеи). Но и после этого Г. оставалась для самарян местом поклонения Богу (Ин 4:20). См. карту на стр. 188:

Гарми
[возможно, от евр. герем, «кость»]. В Синод. пер. слово «Гарми» понимается как собств. имя одного из сыновей Годии (1Пар 4:19). В большинстве же совр. переводов оно передано либо как «гармитяне» — жители города Кеилы, либо как «гармитянин» — прозвище сына Годии — Кеилы.

Гарум
[евр. Харум], отец Ахархела из колена Иуды (1Пар 4:8).

Гассофереф,
а также Софереф (от евр. «писец», «книжник»), один из рабов Соломона, потомки к-рого вернулись из вавил. плена с Зоровавелем (Езд 2:55; Неем 7:57; в последнем случае в Синод. пер. — Софереф).

Гаф-Риммон
(«пресс для выжимания сока из гранатов»):
1) левитский город в уделе Дана (Нав 19:45; 1Пар 6:69), возможно, Телль-Абу-Зейтун, расположенный на Нахр-эль-Аудже, в 2,8 км сев.-вост. Телль-Джерисе;
2) левитский город в уделе Манассии (Нав 21:25), называемый в док-тах архива Эль-Амарны Гитиримунима, совр. Руммане, располож. в 1,5 км сев.-зап. Таанаха. См. карту на стр. 526:

Гафам
[евр. Гатам], сын Елифаза, потомок Исава и царь в земле Едома (Быт 36:11,16; 1Пар 1:36).

Гафах
[евр. Хатах], евнух царя Артаксеркса, находившийся в распоряжении царицы Есфири (Есф 4:5 и след.,9 и след.).

Гафхефер (Геф-Хефер)
(«давило колодца»), место рождения пр. Ионы (4Цар 14:25) в уделе Завулона (Нав 19:13). Согл. Иерониму, Г. был небольшим селением, располож. в 5 км вост. Сепфориса на пути в Тивериаду; если исходить из утверждений местных жителей, что здесь находилась гробница с прахом пр. Ионы, то можно предположить, что Г. — это Эль-Мешед, располож. прим. в 7 км сев.-вост. Назарета. Однако в лежащем южнее Хирбет-эз-Зурре, обычно отождествляемом с Г., по сей день также почитается гробница Неби Юнуса (пр. Ионы).

Гахам
(возможно, от араб. «яркий огонь»), сын Нахора и его наложницы Реумы (Быт 22:24).

Гахар
(возможно, араб. «(рожденный в) засушливый год»), один из прислужников (нефинеев) в храме, чьи потомки вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:47; Неем 7:49).

Гахила,
холм в пустыне Зиф или на ее границе (1Цар 23:19; 1Цар 26:1,3); его точное местоположение неизвестно.

Гацар-Аддар
-> Аддар.

Гацар-Енан
(«место у источника»), селение на сев.-вост. границе земли обетованной, в пределах, установленных для нее Богом (Чис 34:9). В Иез 47:17; Иез 48:1 эта местность названа Гацар-Енон. Предположит. речь здесь идет о совр. Кариетеине, или Карьятеине, большом селении, имеющем источник и располож. в 130 км от Дамаска на пути в Пальмиру. См. карту на стр. 219:

Гацлелпони
[евр. Хацлелпони, «дай тень (т.е. защиту), к-рую Ты обращаешь на меня»], израильтянка из колена Иуды (1Пар 4:3).