“У” (библейская энциклопедия)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш/Щ Э Ю Я

Убийство
[евр. рецах]:
1) закон Моисея разграничивал умышленное У. и неумышленное. Человека, преднамеренно ударившего другого так, что тот умирал, предавали смерти. Убийцу не могла спасти даже попытка в соответствии с древним обычаем укрыться в святилище (Исх 21:12,14). Если же У. происходило непреднамеренно, по стечению обстоят-в, то убийце предписывалось жить в определ. месте, где ему сохранялась жизнь (Исх 21:12,13) (-> Кровная месть -> Города-убежища). Убийца, однако, должен был предстать перед судом, который выяснял, не было ли вражды между ним и убитым (Чис 35:20-25). Только преднамер. У. в результате нападения признавалось подлинным преступлением (Втор 19:4-13). В этом случае убийцу ждала смертная казнь (Исх 21:12; Чис 35:31). Вместе с тем закон Моисея признавал за человеком право на самооборону. Если человек, застав ночью грабителя или «вора подкапывающего», убивал его, то убившему «кровь не вменялась». Однако если У. происходило после восхода солнца, то оно считалось превышением меры необходимой самообороны (т.к. можно было позвать на помощь или убедиться, вооружен ли грабитель, и т.д.) и кровь вменялась убийце (Исх 22:2,3);
2) в соответствии с Чис 35:33 кровь убитого оскверняет землю, и искупление (очищение) можно совершить только пролитием крови самого убийцы (Чис 35:33). Если убийца был неизвестен, то, чтобы вина не тяготела над землею, надлежало принести особую, искупит., жертву — телицу, которая не была в работе и на к-рую не возлагали ярма (Втор 21:1-9). Это же касалось и У., совершенного на войне (даже если участие в битве было предписано Господом), оно делало человека нечистым, и он нуждался в искуплении (Чис 31:19-24). Согл. 1Пар 22:8-10; 1Пар 28:3, кровь, пролитая Давидом во время сражений, послужила препятствием тому, чтобы он возвел храм Господу;
3) в связи с тем, что уже в предписаниях ВЗ оценка деяния зависит от его замысла, Иисус в НЗ учит, что все внешние проявления деят-сти человека обусловлены его внутр. состоянием — тем, что заключено в его сердце. Имеющий злые мысли уже подлежит суду Божьему; гнев и ненависть ведут к У., и даже если У. не происходит, испытывающий эти чувства в полной мере виновен пред Господом (Мф 5:21,22; Мф 15:19,20; ср. 1Ин 3:15). Согл. Откр 21:8 и Откр 22:15, убийцы не наследуют Царства Божиего.

Убийца
-> Кровная месть -> Города-убежища (I).

Увещевание (призыв), увещевать (призывать)
Словом «увещевать» в библ. текстах передается часто встречающийся как в Септуагинте, так и в книгах НЗ греч. глагол паракалейн, который переводится как «призывать», «просить», «утешать», «ободрять» (по мнению Шнивинда, паракалейн обозначает в НЗ «спасение души»). В НЗ это слово употребляется в след. значениях:
1) «призывать к.-л. (приглашать)», «обращаться к к.-л.», «просить к.-л.» Павел увещевает знатнейших из рим. иудеев (Деян 28:17). Лидия просит Павла и его друзей остаться в ее доме (Деян 16:15). Друзья Павла увещевают его не подвергать себя опасности (Деян 19:31). Люди просят Иисуса исцелить больных (Мк 6:56; Мк 7:32; Мк 8:22);
2) «призывать к ч.-л.», «предостерегать от ч.-л.», «(дружески) наставлять к.-л.» (2Кор 5:20; Флп 4:2; 1Тим 5:1). В Деян 15:32 и Еф 4:1 содержится У. начать истинное, глубокое изменение жизни. В этой связи У. носит не просто общий душепопечит. характер, но становится элементом личного спасения (ср. 1Фес 2:11 и след.; 1Фес 5:11 и др.). Ученики Иисуса увещевают своих братьев и сестер быть преданными Богу (Рим 12:1), призывают к молитве (Рим 15:30), бдительности (Рим 16:17), целомудрию (Тит 2:6). Учение и У. (1Тим 6:2) — два основных элемента проповеди Евангелия. Если цель учения — давать людям знание и веру, то задача У. — воздействовать на их волю и поступки таким образом, чтобы они преобразовывали свою жизнь. У. — основной элемент проповеди; проповедь и благовествование иногда обозначаются словом «наставление» (Деян 20:2 и др.), причем в этом случае следует принимать во внимание весь спектр значений слова паракалейн (см. выше). Наставление имеет своей целью научить людей жить в соответствии с евангельской проповедью, не ограничиваясь лишь передачей содержания Благой Вести. Поэтому ап. Павел призывает своих сотрудников наставлять добросовестных слушателей, а противящихся Слову Божьему обличать (2Тим 4:2; Тит 1:9). Такое соединение У. и обличения в попечительстве о душе человека присутствует и в проповеди Иисуса (Мф 18:15 и след.; см. также Гал 6:1). Подобное У. являлось преимущественно обязанностью учителей и широко применялось апостолами (Рим 12:1; 1Фес 4:10; 1Фес 5:14; 1Пет 2:11); позднее оно было поручено их ученикам (1Тим 4:13; 1Тим 6:2; 2Тим 4:2; Тит 1:9; Тит 2:6,15), а также заповедано христианам в их взаимоотношениях друг с другом (1Фес 5:11). Если верующие не призывают друг друга к освящению, то это опасный признак;
3) «ободрять», «утешать», «вселять мужество» (Мф 5:4; Деян 20:12; 2Кор 7:6; 1Фес 3:2; 1Фес 4:18 и др.). Здесь слово паракалейн передает Божье милосердие к человеку — немощному и малодушному (2Кор 1:4);
4) в тексте оригинала употребляется производное от глагола паракалейн сущ. параклетос («утешитель», «опора»), выступающее как именование Св. -> Духа в прощальных речах Иисуса в Ев. от Иоанна (Ин 14:16,26; Ин 15:26; Ин 16:7; в 1Ин 2:1 это слово употреблено в значении «ходатай»).

Увясло
(слав.), головной убор наподобие тюрбана; в Ис 3:19, возможно, под этим словом подразумеваются покрывала.

Угодное (Богу),
любимое Богом, приятное, благоугодное, благоприятное Богу. Явления и люди называются в Библии У. Богу, если они соответствуют Божьим требованиям. Богу У.: чистосердечие (1Пар 29:17); молитва праведных (Притч 15:8); жертвы всесожжения, принесенные иноплеменниками, придерживающимися завета (Ис 56:7); молитвы за других людей (1Тим 2:3); духовные жертвы, «благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Пет 2:5). Быть У. Богу значит быть отмеченным Его благодатью, обращенной на всех людей («Но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» — Деян 10:35), а также благодатью Иисуса Христа (Еф 1:6).

Угол,
укромное место, где можно скрыться или спрятать ч.-л. Так, муж, который не хочет находиться рядом со сварливой женой, живет в У. на кровле (-> Горница) (Притч 21:9; Притч 25:24). Но такие события как служение, смерть и воскресение Христа, напротив, происходили не в У. (Деян 26:26), Его подвиг искупления должен быть виден и проповедан всем народам (ср. Мф 28:19).

Уголь, уголья

I. В Библии под У. в большинстве случаев подразумевается древесный У. (Ис 44:19; Притч 26:21). Доказат-ва применения каменного У. в древней Палестине нет, хотя в Ливане имеются его месторождения. За недостатком леса древесный У. получали, сжигая кустарник и хворост (Пс 119:4). Его использовали для обогрева (Ис 47:14; Иер 36:22; Ин 18:18) и приготовления пищи, для выпечки хлеба и зажаривания мяса (Ис 44:19; Иез 24:11), а также для возжигания курения (Лев 16:12) и при обработке металлов (Ис 44:12; Ис 54:16). Но обычно израильтяне довольствовались тем, что сжигали хворост, валежник, сухие растения и навоз (Пс 57:10; Еккл 7:6; Ис 44:15; Иез 4:12,15; Иез 15:2,4,6; Мф 6:30). В Ис 6:6 речь, возможно, идет не о горящем У., а о раскаленном камне, на к-ром выпекали и зажаривали хлеб и другую пищу. От такого камня произошло евр. название печеной лепешки (3Цар 19:6, досл. «хлеб с раскаленного камня»).

II. Выражение «горячие угли» нередко употребляется в Библии и в метафорич. значении. Властное вмешат-во Бога сравнивается с жаром У. (2Цар 22:9,13; Пс 17:9,13 и след.; Пс 139:11). В Иов 41:13 говорится о дыхании бегемота, которое «раскаляет угли». Иезекииль в видении, сопутствовавшем его призванию, сравнивает херувимов с горящими У., а также видит горящие У. между херувимами (Иез 1:13; Иез 10:2). Делающий добро своему врагу «собирает горящие угли на голову его» (Притч 25:22; Рим 12:20).

Угольница (кадильница, кадило)
[евр. махта]. У., или кадильницы , представляли собой, как правило, плоские металлич. предметы наподобие сковороды с ручкой. Они использовались в скинии и в храме при обряде принесения жертвы курения (Исх 27:3; Исх 38:3; Чис 4:14; Чис 16:6,17 и след., 37-39,46; 4Цар 25:15). На наполненных тлеющими углями кадильницах сжигались жертвы курения (Лев 10:1; Лев 16:12). Во времена Соломонова храма кадильницы были золотыми (3Цар 7:50; 2Пар 4:22 — в Синод. пер. — «лотки»); они упоминаются и среди храмовой утвари, которая при завоевании Иерусалима в 586 г. была разграблена вавилонянами (Иер 52:19, в Синод. пер. — «щипцы»). (См. ил. на стр. 283; 704). Другое евр. обозначение кадильницы — миктерет (2Пар 26:19; Иез 8:11 — в Синод. пер. — «кадило»).

Угольные ворота,
сев. ворота Иерусалима, располож. на расстоянии прим. 400 локтей (4Цар 14:13) от Ефремовых ворот (2Пар 25:23; 2Пар 26:9; Иер 31:38; Зах 14:10). Вероятно, тождественны Старым воротам в Книге пр. Неемии (Неем 3:6; Неем 12:39). -> Иерусалим (III,В).

Угрожать
-> Угроза, угрожать, грозить.

Угроза, угрожать, грозить
В Библии слова «грозить», «угрожать» связаны с будущим наказанием (Деян 4:21,29), отмщением (Быт 27:42) или преследованием (Деян 9:1). Праведник не должен бояться У. грешника, т.к. находится под защитой Бога (Пс 36:12 и след.). И напротив, следует страшиться Божьей У., т.к. за ней стоит Его непоколебимая воля к исполнению предначертанного наказания (Пс 37:4; Пс 101:10 и след.; Иер 10:10; Иер 11:17); иногда ходатайство может избавить от наказания (Исх 32:11-14). Христианин, в страдании следуя примеру Христа, не должен угрожать (1Пет 2:23). Ап. Павел запрещает хозяевам угрожать своим рабам, указывая при этом на Бога как на высшего Судью (Еф 6:9 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана).

Уда
-> Рыба -> Рыболов -> Рыболовство.

Удавленина
-> Мертвечина -> Апостольский собор.

Удод
[Upupa epops; евр. духифат]. Характерный признак этой птицы, считавшейся у израильтян нечистой (Лев 11:19; Втор 14:18), — высокий хохолок терракотового цвета с черными крапинами. Голова, шея и спина окрашены так же, в то время как крылья и хвост черные с поперечными желтыми полосами. Длина тела У. прим. 40 см; клюв изогнутый. У. питается червями и насекомыми, которых он выискивает в помете, что, возможно, и послужило причиной отнесения У. к нечистым животным. -> Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение.

Уел
[евр. Уэль, «о, Боже!»], израильтянин, взявший себе в жены язычницу (Езд 10:34).

Узай,
отец Фалала, современника Неемии (Неем 3:25).

Узал,
сын Иоктана (Быт 10:27; 1Пар 1:21). Его потомки образовали одно из аравийских племен. Согл. араб. преданию, Сана, столица Йемена, ранее носила название Азал; возможно, это название связано с именем У.

Узел
Метафорич. образ У. в 1Цар 25:29 позволяет предположить, что в данном случае под У. подразумевается воля Бога.

Уззен-Шеера
(евр. «вооружение Шееры» или «перевязь Шееры»), город, который построила Шеера, дочь Ефрема (1Пар 7:24). возможно, это совр. Вет-Сира, в 4 км юго-зап. нижнего Беф-Орона.

Уззий (Озия)
(кр. ф-ма от Узии, «Господь есть сила»):
1) потомок Иссахара, сын Фолы (1Пар 7:2 и след.);
2) Озия — сын Буккии и отец Зерахии из рода первосвященников (1Пар 6:5 и след.; 1Пар 6:51, Уззий), предок Ездры (Езд 7:4, Уззий);
3) вениамитянин, сын Белы (1Пар 7:7);
4) вениамитянин, сын Михрия и отец Элы (1Пар 9:8);
5) глава рода из дома Иедаии во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:19);
6) левит из потомков Асафа. Сын Вания, начальник над левитами в Иерусалиме после вавил. плена (Неем 11:22);
7) священник, принимавший участие в освящении Иерусалимской стены (Неем 12:42).

Узиил (Уззиел)
(«Бог есть сила»):
1) левит, сын Каафа и родственник Аарона (Лев 10:4). Его потомки названы «сынами Узииловыми» (Исх 6:18,22; Чис 3:19,27,30; 1Пар 15:10);
2) вениамитянин, сын Белы (1Пар 7:7);
3) левит, сын Емана (1Пар 25:4, в Синод. пер. — Озиил). В ст. 18 он назван Азариилом;
4) Уззиел — левит из рода Идифуна, современник Езекии (2Пар 29:14);
5) глава рода в колене Симеона во времена Езекии (1Пар 4:42);
6) Уззиил — сын Харгаии, серебряник, современник Неемии (Неем 3:8).

Узия (Уззия)
(«Господь есть сила»):
1) левит из рода Каафа (1Пар 6:24);
2) Уззия-аштерофянин, один их храбрых у Давида (1Пар 11:44);
3) Уззия — отец Ионафана, одного из управляющих гос. запасами при Давиде (1Пар 27:25);
4) Озия — сын царя Амасии и иуд. царь в 787-736 гг. до Р.Х. Его называют также Азарией. В 792-791 гг. до Р.Х., после того как Амасия потерпел поражение в борьбе против израил. царя Иоаса (4Цар 14:21 и след.), Азария стал соправителем своего отца. Азария упоминается в 4Цар 14:1 и 4Цар 15:1; 1Пар 3:12; Озия — в 2Пар 26:1; Ис 1:1; Ис 6:1; Ис 7:1; Ос 1:1; Ам 1:1; Зах 14:5; оба эти имени названы в 4Цар 15: В целом Озия делал угодное в очах Господа, и его правление означало для Иудейского царства период внешнего расцвета. Он проявлял послушание Богу, пока был жив Захария, учивший его страху Божьему (2Пар 26:5), и до тех пор, пока он искал Бога, Бог благословлял его удачей. Он расширил Иудейское царство на запад и юг, покорил филистимлян (2Пар 26:6 и след.), победил аравитян и меунитян (ст. 7), вернул Елаф, после того как умер Амасия (ст. 2; 4Цар 14:22). Озия получал дань и с аммонитян (2Пар 26:8). Он построил башни и колодцы в пустыне (ст. 10), обеспечив тем самым заселение засушливых земель Негевы и увеличив ее сельскохозяйств. угодья (ср. ст. 8). Он укрепил оборонительные сооружения Иерусалима (ст. 9), реорганизовал войско и оснастил его самым совр. оружием (ст. 11-15). Осознавая свою власть, Озия, однако, возгордился и захотел принести жертву на жертвеннике курения в святилище. В наказание за это Бог поразил его проказой, и до конца своих дней Озия жил в уединении, а страной правил его сын Иофам (750 г. до Р.Х.: см. 4Цар 15:5; 2Пар 26:16-21). После смерти он был похоронен в месте захоронения царей, но, из-за поражения проказой, — не в цар. гробнице. Надпись, сделанная на арам. языке и датируемая новозаветным периодом, гласит: «Здесь помещены останки Озии, Иудейского царя, — не открывать!» Это похоже на перезахоронение, необходимость к-рого, по всей видимости, была вызвана строит-ными работами в Иерусалиме, осуществлявшимися, вероятно, при Ироде Агриппе II. В Ам 1:1 и Зах 14:5 упоминается землетрясение, которое произошло в царствование Озии и, по-видимому, вызвало великий страх. Согл. Иосифу Флавию, это произошло в связи с вмешат-вом царя в служение священников;
5) Уззия — отец Афаии из колена Иуды,
жившего в Иерусалиме после возвращения из плена (Неем 11:4);
6) священник, взявший себе в жены иноплеменницу (Езд 10:21).

Узы
-> Цепь, цепочка, оковы, узы.

Украшение

I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ

У. всегда были очень популярны у израильтян и других библ. народов, как и вообще на Востоке. В Ис 3:16-24 содержится своего рода опись различных У., которые в Израиле носили гл. обр. женщины, реже — мужчины и дети. ВЗ не осуждает У. как таковые, во всяком случае, до тех пор, пока увлечение ими не становится чрезмерным. Особенно много У. люди надевали по праздникам, но не отказывались от них и в повседневной жизни; в дни траура их снимали (Исх 33:4 и след.). Существовали У. почти для всех частей тела: их носили на лбу, в ушах, в носу, на щеках, на шее, на руках, на пальцах, на щиколотках и на ступнях ног. См. цвет. вклейки 6; 20; 74:

II. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ УКРАШЕНИЙ

1) ЗАПЯСТЬЯ, или БРАСЛЕТЫ, носили преимущ. женщины — по одному или по несколько на одном или на обоих запястьях, а позднее и на предплечьях (Быт 24:22; Иез 16:11). Браслеты изготавливались из нескольких слож. вместе отрезков проволоки — золотой, серебряной, а позднее — бронзовой и железной, согнутых в кольцо. Концы запястий (браслетов), как правило, заходили один за другой. Изредка на браслетах встречаются замочки особого вида. У мужчин запястья могли служить знаками отличия (2Цар 1:10);
2) БРАСЛЕТЫ НА НОГАХ имели ту же форму, что и ручные, но были крупнее. В Ис 3:16 они упоминаются как женские У. Согл. ст. 18, ножные браслеты иногда соединялись цепочками, что принуждало благородных дам к семенящим, коротким шагам;
3) СЕРЬГИ, имевшие форму кольца, иногда с подвесками дл. до 4 см, были завезены из Сирии. Их носили женщины и дети (Исх 32:2; Ис 3:19), реже — мужчины, по крайней мере, мадианитяне (Суд 8:26; Чис 31:50). Чаще всего серьги изготавливали из золота; они могли быть гладкими или ажурными. Их либо прищепляли к мочке уха, либо вдевали в продел. в мочке отверстие с помощью нитки или штифта;
4) КОЛЬЦА В НОСУ [евр. название нэзэм, как и для серег] имели ту же форму, что и серьги, и укреплялись на одном из крыльев носа или на носовой перегородке. Их носили преимущ. женщины (Ис 3:20);
5) ПЕЧАТИ и ПЕРСТНИ С ПЕЧАТЬЮ (Быт 38:18; 3Цар 21:8; Песн 8:6; Агг 2:23) представляли собой личную печать, вырез. из камня, чаще всего из кварца, реже из драг. камней, напр. из оникса (Исх 28:9) или изумруда (смарагда) (Сир 32:8). Эти печати носили либо на шнурке на шее, либо на пальце как перстень (Быт 41:42; Иер 22:24);
6) ОЖЕРЕЛЬЯ из жемчуга и металлич. шариков, а также бусы из бисера, разноцветных драг. камней, раковин, а позднее цепочки из золота, носили, как правило, женщины (Исх 35:22; Песн 1:9; Песн 4:9; Иез 16:11). Ожерелья и бусы спускались до уровня груди или до пояса. Иногда носили искусно изготовл. подвески, наниз. на нить, особенно т.наз. «луночки» (Ис 3:18). Под «привесками» нередко подразумеваются один или несколько амулетов (см. ниже). Если говорится, что мужчина носил цепь на шее, то, по-видимому, речь идет о каком-то знаке отличия (Быт 41:42; Дан 5:7);
7) АМУЛЕТЫ (в Синод. пер. — «привески волшебные») величиной прим. 1-4 см, из фаянса или полудраг. камней, носили на цепочке или на нити вокруг шеи (Ис 3:19). Первонач. они были завезены, вероятно, из Египта, поскольку изображали свящ. животных или непонятные иероглифы. Типичными для самого Израиля были амулеты из просверл. костей, по форме напоминающих булаву;
8) о подвесках на щеках известно только из Песн 1:9;
9) ВЕНЕЦ, или диадема, гладкая или орнаментиров. полоска благородного металла дл. ок. 20-30 см, исторически восходящая к тканой или крученой из шерсти ленте на лбу. В первую очередь венец служил знаком цар. достоинства (2Цар 1:10; 4Цар 11:12), а в Персии являлся принадлежностью высокопостав. чиновников (Есф 8:15). Венцами украшали жениха и невесту (Пс 20:4; Песн 3:11; Иез 16:12);
10) наконец, следует упомянуть ФИБУЛЫ, искусно изготовл. застежки для распашной одежды в виде брошей, которые выполняли функции одежной булавки. Они пришли в Палестину с Кипра и состояли из одинарного или двойного, гнутого или составл. из двух частей стержня из бронзовой проволоки. Обычная дл. такой застежки — 6-7 см.

III. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) поскольку У. в значит. мере характеризует личность человека, который носит его, в метафорич. значении оно нередко выступает как символ. Так, привязанность носителя к своим У. образно переосмысливается как верность народа Богу (Иер 2:32) или верность Бога Своему народу (Ис 61:10);
2) в Откр 21:2 новый Израиль, Церковь Христова, сравнивается с невестой, надевшей У. Вообще У. служит выражением радости, особенно в общении с Богом (Ис 61:3);
3) тем не менее уже в ВЗ ощущается перелом в оценке отношения к У. В Притч 1:8,9 явно говорится о том, что истинным У. являются послушание, прилежание и мудрость. В Притч 20:29 У. названа седина стариков, а не ухищрения, призв. скрыть возраст. Но только в НЗ идет речь об У. в смысле духовной красоты, жизни в послушании Богу. Здесь однознач. отвергается чрезмерное стремление к внешнему украшательству, вероятно из-за того, что У. обладают искусит. силой, односторонне заостряя внимание на человеч. теле, что отвлекает взгляд человека от истинной, внутр., сущности (1Тим 2:9; 1Пет 3:3 и след.).

Уксус
У. — пищевой продукт, получаемый из содержащих алкоголь жидкостей путем брожения или разведения водой концентрированной уксусной кислоты. То, что в Библии названо У., являлось, собственно, кислым вином, неприятным на вкус (Пс 68:22) и вредно действовавшим на зубы (Притч 10:26). Тем, кто посвятил себя Господу (-> назореям), запрещалось употребление У. в каком бы то ни было виде (Чис 6:3). Смешанный с оливковым маслом, уксус применялся для утоления жажды (Руфь 2:14), а рим. солдаты пили У., разведенный водой. Губку, смоченную У., один из исполнителей казни поднес к губам Иисуса (Мк 15:36).

Улай,
река вост. города Сузы (Дан 8:2,16), к-рую античные географы называли Еулаус (совр. название Абидис). Она впадает в Карун, приток Шатт-эль-Араба, в районе Басры. Сам город Сузы находился на р. Хоаспес, ныне Керха (см. карту на стр. 58).

Улам
(евр. «притвор», «преддверие святилища»):
1) израильтянин из колена Манассии, потомок Махира (1Пар 7:16 и след.);
2) вениамитянин, потомок Саула, старший сын Ешека (1Пар 8:39 и след.).

Улла
(возможно, от арам. «ярмо»), израильтянин из колена Асира, потомок Берии (1Пар 7:39).

Ум, разум, разумение, разумный

I: 1) словом «У.» в Синод. пер. ВЗ часто передается др.-евр. слово лев -> «сердце», которое в библ. эпоху считалось не только внутр. органом, но и инструментом чувствования и мышления (Быт 24:45; 3Цар 4:29; Иер 3:16; ср. Еккл 2:1). В НЗ словом «У.» чаще всего переводится греч. слово нус (Рим 12:2; Кол 2:18; Лк 24:45); сходный смысл имеет и греч. слово дианойа — «разум» (2Пет 3:1, в Синод. пер. — «смысл»; 1Ин 5:20, в Синод. пер. — «разум»), а также айстэтэриа (в Синод. пер. — «чувства», Евр 5:14) и эннойа (мышление, намерения; Евр 4:12, в Синод. пер. — «намерения»). В тех случаях, когда речь идет о воззрениях и единомыслии, в греч. языке часто употребляются производные слова от глагола фронео. В библ. текстах понятие «ум» выражается целым рядом евр. и греч. слов, которые могут означать также «сердце», «понимание», «рассудок», «познание», «разум», «мудрость», «мысль», «мнение», «решение». Какое из значений подразумевается в каждом отдельном случае, можно судить по контексту;
2) при всем многообразии языкового выражения, смысл слова «У.» остается одним и тем же: под У. подразумевается средоточие восприятий, помыслов и намерений, а также волевые решения, предшествующие действиям человека (Рим 12:2; Еф 4:17), Бога (Ис 14:24; Иер 23:20; Рим 11:34; 1Кор 2:16). Разум позволяет людям обретать нравств. понятия. Именно наличием разума человек отличается от «неразумных животных» и поэтому может господствовать над ними (Быт 1:28; ср. Пс 48:21). Т.о., разум — это духовная сущность человека, он дает человеку способность искать ответы на вопросы бытия. Разум — это вместилище человеч. мыслей и планов. Разум и разумение человек получает от Бога (Исх 31:3; Иов 32:8; 3Цар 4:29). Библия нередко воздает хвалу разумному поведению (1Цар 25:3; Притч 1:4; Притч 17:27; Притч 19:14; Притч 23:12; Притч 28:2).

II: 1) со времени грехопадения человеческий У. стал «плотским» (Кол 2:18), подверженным суетности (Еф 4:17), превратным (Рим 1:28), поврежденным, развращенным (1Тим 6:5; 2Тим 3:8) и оскверненным (Тит 1:15). Грех коренится в самой основе умственной деят-сти человека, поэтому слово Божье «судит помышления и намерения сердечные» (Евр 4:12; -> Сердце);
2) Библия призывает к преобразованию «обновлением ума» (Рим 12:2). Через воздействие Св. Духа человек может познавать истину (1Ин 5:20; ср. 2Пет 3:1 и след.), проявлять послушание ей и учиться различать добро и зло (Евр 5:14). Верующим даруются У. и чувствования, как у Христа (1Кор 2:16; Флп 2:5), что способствует воцарению единомыслия в Церкви (Рим 12:16; 1Кор 1:10; 2Кор 13:11; Флп 2:2).

III. О Боге в Библии сказано, что Он все понимает, обо всем ведает, все подчиняет Своей ясной цели. Его Дух — это «дух премудрости и разума, дух совета и крепости» (Ис 11:2; ср. Иов 12:13; Иов 26:12; Пс 135:5; Притч 8:14; Иер 10:12; Иер 51:15). Его разум «неисследим» (Ис 40:28), но все человеч. помыслы открыты Ему (Пс 138:2).

IV. Для постижения Божеств. и вечных истин человеч. разума оказывается недостаточно; человек не способен воспринять истину Божью (1Кор 2:14; 2Кор 4:4; Еф 4:18), доступ к Богу ему закрыт с момента грехопадения. Только когда мир с Богом, который превыше всякого разума, руководит нами и наполняет нас, наша внутр. сущность обретает покой (Флп 4:7). Человеч. разум нуждается в просветлении Св. Духом и через Него приходит к послушанию Христу в вере (2Кор 10:5). Тот, кто предоставляет свой разум Духу Божьему, совершает «разумное служение» (Рим 12:1) и оказывается способным познавать волю Божью (ст. 2; 1Ин 4:1 и след.).

V. Попытки человеч. разума быть независимым от Бога и самовластно судить о Божеств. и духовных истинах осуждаются Библией:
1) неразумны глупцы и безумцы (Притч 18:2; Рим 1:21), дети (Ос 13:13), бедняки (Иер 5:4), язычники (Еф 4:17 и след.);
2) в качестве признаков недостаточности У. называются: отсутствие смысла в словах (Иов 34:35), беспечность (Притч 1:32), легковерность (Притч 14:15), неумеренность и необузданность (Рим 10:2; Тит 3:3), непокорность истине (Гал 3:1,3);
3) признаками истинного У. считаются: стремление к знанию (Притч 15:14); познание Святого (Притч 9:10), понятливость (Притч 1:2), удаление от зла (Иов 28:28), следование по путям Господним (Ос 14:10);
4) НЗ ясно говорит, что природный У. имеет границы (1Кор 1:19). Ни иудеи, ни язычники не сведущи в том, что касается воли и сущности Бога (Рим 3:11), ученикам Иисуса также пришлось долго учиться этому (Мк 8:17; Лк 24:45). Постоянной предпосылкой истинного духовного разумения является -> просвещение Духом Божьим (Еф 1:17,18; Еф 3:4; Еф 5:17; Кол 1:9; Кол 2:2; 2Тим 2:7; Откр 13:18).

VI. Выражение «выйти из себя» подразумевает, что человек в своих речах и действиях уже не подчиняется контролирующей и направляющей власти своего сознания и силе суждения. Это может быть проявлением патологии (-> Болезнь: безумие, безумный). Но иногда человек, движимый Духом Божьим, несправедливо слывет безумным в своем окружении (Мк 3:21 и след.; Ин 10:20; ср. Деян 26:24 и 1Кор 14:23).

Умащать
-> Масть (мазь), умащать, помазание.

Умилостивлять, умилостивление
-> Примирять, умилостивлять, примирение, умиротворение, умилостивление.

Умирать, смертный
-> Смерть.

Умиротворение
-> Примирять, умилостивлять, примирение, умиротворение, умилостивление.

Умма
(евр. «племя», «народ», «сообщество», «соединение»), город в уделе Асира (Нав 19:30), его точное местонахождение неизвестно.

Умывальник, умывальница:
1) в умывальнице [греч. ниптер] Иисус умывал ноги ученикам (Ин 13:5);
2) среди утвари, к-рую Господь повелел Моисею сделать для скинии, был и медный У. Этот У. наполняли водой, и Аарон с сыновьями должны были омывать в нем руки и ноги, прежде чем идти для служения в скинию или к жертвеннику (Исх 30:17-21). Как выглядел этот У., неизвестно. Евр слово кийор обозначает некий круглый предмет. Но если учесть, что подножие У., стоявшего перед скинией, постоянно упоминается отдельно (Исх 30:17 и след.; Исх 31:9; Исх 35:16; Исх 39:39; Исх 40:11; Лев 8:11), то можно сделать вывод, что сама чаша отделялась от подножия. Веселиил сделал У. и подножие из металлических зеркал, принадлежавших женщинам, которые прислуживали у входа в скинию (Исх 38:8 — в Синод. пер. значение этого стиха передано по-другому). Какого размера был У., неизвестно. В храме Соломона вместо У. было «литое из меди море» и 10 медных подстав, чаш меньшего размера (3Цар 7:23-39). И в этом случае чаши и подножия были отлиты отдельно. У священников, носивших сосуды Господни, руки и ноги должны были быть чистыми, чтобы ничто не напоминало о грехе (Ис 52:11; Ин 13:1-10). Даже после того как Иисус Христос совершил Собою очищение грехов наших (Евр 1:3), каждый, кто верует в Него, должен «очищать себя, так как Он чист» (2Пет 1:8 и след.; 1Ин 3:3).

Унижение, унижать
-> Возвышение, возвышать, унижение, унижать.

Унний
(евр. «мое смирение», «мое страдание»):
1) левит из числа певцов и музыкантов во времена Давида (1Пар 15:18,20);
2) левит, современник Неемии (Неем 12:9).

Упование
-> Надежда, надеяться, упование, уповать.

Упование, уповать:
1) У. тесно связано с -> верой и -> верностью. Уповать можно лишь на того, кто верен, кто в помыслах и делах идет прямыми путями и отвечает за свои слова. В полной мере этим требованиям соответствует только Бог (Втор 7:9; Втор 32:4), в Котором нет изменения и ни тени перемены (Иак 1:17), Который никогда не нарушает Своего слова (Пс 32:4). Поэтому человек, уповающий на Бога, поистине блажен (Пс 83:13; Ис 26:4; Иер 17:7). Тому, кто уповает на Него, Бог всегда готов прийти на помощь (1Пар 5:20; Иер 39:18; Дан 3:28). Бедные и нищие прибегают к Нему (Пс 13:6; Ис 14:32), преследуемые и гонимые находят в Нем убежище (2Цар 22:18 и след.; Пс 90:2; Пс 93:22), которое не могут дать им люди (Ис 20:6). У. на Бога — это полное доверие, которое человек должен питать к Богу, помогающему в любой нужде (Руфь 2:12; ср. Пс 61:8; Пс 72:28). Оно возрастает через осознание того факта, что Бог доводит до завершения всякое начатое Им дело (Флп 1:6). Такая уверенность в Боге есть признак веры (Евр 11:1). Она приносит верующему благословение (Иер 17:7 и след.). Однако обманчиво У. безбожников на земное благополучие и богатство (Иов 8:13-15; Иов 31:24);
2) Сын Божий также верен, как и Отец (Евр 2:17; Откр 19:11), так же неизменен (Евр 13:8), и слово Его пребудет твердым до своего исполнения (Мф 24:35). Поэтому уповающий на Него и послушный Его не будет посрамлен (Лк 5:5,6). Сам же Иисус показывал пример У. на Бога. Живя на земле, Он безгранично уповал на Отца, что признавали даже Его враги (Мф 27:43);
3) Господь уповает на человека в надежде, что сможет Своей любовью и милосердием подвигнуть его на то, чтобы он даровал Ему свое сердце и послушно исполнял Его волю (1Пет 3:20). В притче о блудном сыне Иисус отобразил Божье У., основанное на любви и прощении (Лк 15:11 и след.). -> Терпение, терпеливый.

Уповать
-> Упование, уповать.

Ур

I. [аккад. «скреплённый асфальтом (город)»]. Родной город -> Авраама (II), из к-рого он по зову Бога отправился в Харран (Быт 11:28,31; Быт 15:7; Неем 9:7; ср. Деян 7:2-4). Руины этого шумерского, а впоследствии вавилоно-халдейского города были скрыты под холмом Телль-эль-Мукаджар, прим. в 15 км зап. совр. русла Евфрата (см. карты на стр. 10; 118). У. был обнаружен в результате раскопок, проведенных Л.Вулли в 1922-1934 гг. (-> Раскопки, IV,2). Древнее русло Евфрата пролегало вдоль западной границы города, имевшего две гавани, соединенные с рекой каналами. В центре города находилось святилище с храмовой башней — зиккуратом (см. цвет. вклейку 89). Эта трехъярусная башня была построена из обожженных глиняных кирпичей, скрепл. асфальтовым раствором. Ее строит-во относится к началу третьей династии Ура (прим. 2056-1950 гг. до Р.Х.), к правлению Ур-Намму. Нижний ярус был чёрным, средний — красным, верхний — синим и венчался куполом, украш. серебром и золотом. Царь Набонид распорядился обновить башню и сделать ее семиярусной по примеру вавил. храмовых сооружений (см. ил. на стр. 116). Здесь поклонялись богу луны Наннару, или Сину (ср. Нав 24:2), святилище к-рого было и в Харране. Самые древние находки в У. относятся ко времени каменного века и отделены от следов эпохи бронзового века толстым слоем ила (-> Потоп). Особую известность приобрели реликвии из цар. захоронений (прим. 2500 г. до Р.Х.): шлем царя Мес-Калам-Шара и его золотой кинжал, головное украшение царицы Шубад (см. цвет. вклейку 20), мозаичные штандарты (см. цвет. вклейку 90) и проч. (см. ил. на стр. 365). Эти высокие достижения культуры, имевшие место за несколько веков до Авраама, парадоксальным образом сосуществовали с человеческими жертвоприношениями, жертвы которых обнаружены в цар. гробницах, от 6 до 80 — в отдельных захоронениях. Воины, музыканты (см. цвет. вклейки 55; 56), слуги и служанки сопровождали своих царств. господ и после их смерти.

II. Ура (евр. «огонь», «заря») отец одного из храбрых у Давида (1Пар 11:35).

Урбан
(лат. «городской»), помощник Павла, к-рому адресованы слова приветствия в Рим 16:9:

Уриил
[«(мой) свет есть Бог»]:
1) левит из рода Каафа, сын Тахава (1Пар 6:24);
2) начальник левитов из рода Каафа во времена Давида (1Пар 15:5,11);
3) отец Михаии, матери царя Авии; он был родом из Гивы (2Пар 13:2);
4) -> Ангелы (IV).

Урий
(кр. ф-ма от имен Урия или Уриил):
1) отец Веселиила (1Пар 2:20);
2) отец Гевера, приставника Соломона в земле Галаадской (3Цар 4:19);
3) привратник во времена Ездры, расставшийся со своей иноплем. женой (Езд 10:24).

Урим и туммим,
согл. Исх 28:30; Лев 8:8, небольшие предметы, находившиеся в -> наперснике первосвященника; посредством У. и Т. первосвященник мог узнавать волю Господа по отношению к Израилю (Чис 27:21). Во Втор 33:8 эти предметы упоминаются в обратном порядке: «туммим твой и урим твой»; в 1Цар 28:6 говорится только об уриме. После царствования Давида У. и Т. более не упоминаются, а после возвращения евреев из плена их уже вообще не было, о чем сообщается в Езд 2:63; Неем 7:65: В иуд. преданиях, а также в трудах Иосифа Флавия и Филона ничего определ. об У. и Т. не сказано; в Сир 45:12 приведена прямая цитата. Когда в Библии говорится о том, что Израиль вопрошает Господа (Суд 1:1; Суд 20:18,23; Нав 9:14), то, вероятно, имеется в виду обращение к Нему с вопросом через У. и Т., особенно если при этом упоминаются первосвященник (Суд 20:27,28) и -> ефод (1Цар 23:9-12; 1Цар 30:7,8). Часто ответом были «да» или «нет», но иногда это могли быть полные предложения и изречения, выходящие за рамки самого вопроса (1Цар 10:22; 2Цар 5:19,23,24). Вопрос мог остаться и без ответа (1Цар 14:37; 1Цар 28:6). На основании 1Цар 10:19-22; 1Цар 14:36-42 высказывалось предположение, что под У. и Т. подразумеваются камни для бросания жребия. Значение слов — точно не установленное — урим (традиц. толкование: «свет», возможно, как раскрытие некоей вины; другое толкование: «проклятие») и туммим (= «совершенство», «невиновность», «счастье») может служить подтверждением подобной гипотезы. Но убедит. объяснения до сих пор не найдено. -> Свет -> совершенство, совершенный.

Урия
[«(мой) свет есть Господь»]:
1) один из храбрых у Давида, хеттеянин, муж Вирсавии (2Цар 11:3; 1Пар 11:41). После того как Давид совершил прелюбодеяние с женой Урии и она забеременела от него, он, чтобы скрыть свой грех, отозвал У. с поля сражения близ Раввы. Но У. «спал у ворот царского дома со всеми слугами своего господина, и не пошел в свой дом» (2Цар 11:9). Когда Давид на следующий день напоил его допьяна, У. не утратил самообладания и остался «с рабами господина своего, а в свой дом не пошел» (ст. 13). У. не хотел входить под кров своего дома, «…есть и пить и спать со своею женою» (ст. 11), в то время как ковчег Божий и воины израильские находятся «в шатрах» на поле боя. Возвратясь к осаждающему Равву войску, У. передал Иоаву послание Давида, в к-ром царь приказывал поставить У. в предстоящем сражении в самом опасном месте. Неизвестно, знал ли У. о содержании этого послания. Вскоре после этого У. погиб, а Иоав распорядился доложить Давиду об исполнении его приказа. «И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа» (2Цар 11:27; Мф 1:6);
2) священник, вероятно, первосвященник, к-рого пр. Исаия привлекает в качестве свидетеля в момент своего предсказания суда над Сирией (Ис 8:2). возможно, он же впоследствии, по распоряжению царя Ахаза, возвел в Иерусалимском храме алтарь по образу ассир., находившегося в Дамаске (4Цар 16:10-16);
3) сын Шемаии из Кириаф-Иарима. Как пророк он, подобно Иеремии, выступал с пророчествами, предсказывающими гибель Иерусалима и Иудейского царства. Когда царь Иоаким и его князья стали искать возможности убить его, он бежал в Египет. Иоаким через посл. им людей распорядился вернуть его и казнить, что и было исполнено. Труп У. бросили туда, где были гробницы простолюдинов (Иер 26:20-23);
4) сын Гаккоца и отец Меремофа, современник Ездры и Неемии (Езд 8:33; Неем 3:4,21);
5) один из мужей Израилевых, стоявших рядом с Ездрой, когда он читал Закон Божий всему народу (Неем 8:4). Не исключено, что его можно отождествить с предыдущим У. (см. п. 4).

Урожай, жатва
-> Земледелие -> год:
1) Бог в Своей верности людям ежегодно дает им У. (Иер 5:24) — так, как обещал Он после потопа, заключив союз с Ноем (Быт 8:22). Его благословение создает благоприятную погоду (своеврем. весенние и осенние дожди) для богатых У. (Лев 26:3-5; Втор 11:13-15; Пс 64:10-14). После опустошений, произведенных ассирийцами, Бог обещает Езекии новый сев и новую жатву на третий год (Ис 37:30). Благословение Господа, касающееся жатвы, относится ко всем людям без искл. Поэтому сбор полностью всего У. запрещен; оставшееся несобранным предназначается беднякам, пришельцам, вдовам и сиротам (Лев 19:9 и след.; Втор 24:19-22). Бог слышит жалобу жнецов, которым недоплатили вознаграждение (Иак 5:4). Радость жатвы и богатство нового У. служит прообразом будущего времени спасения (Ис 9:3; Ам 9:13). См. цвет. вклейку 2;
2) Наказывая людей, Бог уничтожает У. (Исх 9:25,31 и след.; Иер 12:13; Иоиль 1:11). Человек, проклятый Господом, посеяв, не собирает У. (Мих 6:15); его У. достается другим (Иер 5:17). Кр. того, сам суд Божий часто изображается в образе истребленного У. (Ис 16:9 и след.; Иер 48:32 и след.), жатвы (Иер 51:33; Иоиль 3:13; Откр 14:15-20) и сбора остатков У. (Иер 6:9; Иер 8:13). В НЗ сбор У. часто символизирует последний Cуд (Мф 3:12; Мф 13:30,39; Мк 4:29). Иисус рассматривает Свои деяния и дела Своих учеников как жатву Господню, на к-рой не хватает работников для сбора У. (Мф 9:37 и след.; Ин 4:35-38);
3) на примере сева и жатвы раскрыты основные законы духовной жизни. Многих библ. авторов волнует вопрос соответствия затрач. труда получ. результатам (Ис 5:1-7; Лк 13:6). Что человек посеет, то и пожнет — как доброе, так и злое (Иов 4:8; Притч 22:8; Ос 10:12 и след.): плоть рождает тление, а дух — вечную жизнь (Гал 6:7-9). То же касается и меры: скупой или щедрой будет жатва, зависит от сева (2Кор 9:6). Сеющий духовное (1Кор 9:11) должен получать то, в чем он нуждается. Но любой сев связан с умиранием; только пав в землю, семя может принести плод (Ин 12:24). «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостию» (Пс 125:5 и след.). Ассоциации с севом и жатвой возникают и тогда, когда Павел называет Христа «первенцем из умерших» (1Кор 15:20). Здесь имеется в виду, что день воскресения (ср. Мф 28:1) — это тот же день по прошествии субботы, первого дня пресных хлебов, в который ежегодно, в качестве жертвы Богу, приносили священнику первый сноп жатвы (Лев 23:10 и след.). После этого жертвоприношения можно было есть хлеб нового У. (ст. 14);
4) в притчах также говорится о погоде, благоприятной или неблагоприятной для урожая (Притч 25:13; Притч 26:1).

Успение
В христианстве, как и во многих других религиях, -> смерть часто сравнивается со сном. О смерти Моисея (Втор 31:16) и Давида (2Цар 7:12) говорится как о сне. В НЗ Иисус говорит об умершем Лазаре, что тот уснул (Ин 11:11); подобное говорит и Павел в 1Фес 4:13 (в Синод. пер. греч. выражение пери тон коймоменон — букв. «об уснувших, усопших» — передано как «об умерших»). У. — это отход ко «сну смертному» (Пс 12:4; 1Кор 15:6). О смерти как о сне говорится в отношении как неверующих (Пс 75:6), так и христиан (1Кор 15:18 «усопшие во Христе» (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Иисус, Который Своей смертью и Своим воскресением лишил смерть власти, говорит: «…и был мертв, и се, жив во веки веков… имею ключи ада и смерти» (Откр 1:18). -> Сон.

Успокаивать(ся)
Иисус Христос успокаивает приходящих к Нему труждающихся и обремененных (Мф 11:28). Члены Церкви находят успокоение в общении друг с другом (Рим 15:32; 1Кор 16:18 и др.).

Успокоиться
-> Покой, почить, успокоиться.

Уста
Это слово в Библии имеет не только прямое значение — «рот», но и метафорич. — «речь человека» (Иов 2:10; Пс 50:17; Притч 10:32; Мал 2:6,7). Плод У. — это произнес. слово и оказ. им действие (Притч 18:20; Евр 13:15). «Иные» (или «лепечущие») уста (Ис 28:11; 1Кор 14:21) — это чужие языки. «Чтить (благодарить) устами» означает «произносить пустые, ничего не значащие слова» (Ис 29:13). Пророки Исаия (Ис 6:7 и след.) и Даниил (Дан 10:16) стали вестниками Божьего откровения после того, как ангелы прикоснулись к их У. Когда Исаия говорит о нечистых У. (Ис 6:5), он имеет в виду не только свои слова, но и свое духовное состояние в целом (ср. Мф 15:18,19), открывшееся ему в присутствии Бога. Пророк был очищен ангелом, прикоснувшимся к его У. горящим углем. М.Бубер находит объяснение этому в Лев 13:45, где прокаженным предписывается прикрывать свой рот одеждой. И в этом случае также имеется в виду нечистота человека в целом, от к-рой должны быть защищены другие люди. Отсюда следует, что чистые У., которые Господь хочет дать народам (Соф 3:9), означают для них возможность призывать Его имя и служить Ему.

Устав (устройство, установление, порядок), устраивать, устроенный

I. «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор 14:33). Это высказывание ап. Павла наиболее точно отражает сущность библ. понятия, которое в Синод. пер. чаще всего передается словом «устав». У. и -> мир связаны друг с другом так же, как беспорядок связан с отсутствием мира. У. — это установление, создающее мир и способствующее его поддержанию. Там, где руководствуются У., всё приходит в установленный порядок. Т.о., соблюдение У. является своего рода залогом искупления (спасения).

II: 1) из начальной «безвидности и пустоты» (Быт 1:2) был устроен упорядоченный мир, который оказался «хорош весьма» (ст. 31). В этом мире Бог установил порядок: дал У. времени, водам, светилам, живым существам (Иер 31:35 и след.). Эти У. (ср. Быт 8:22) способствуют сохранению сотвор. мира, они — стены, хранящие мир от губит. неустройства;
2) спасит. воля Божья стоит и за всеми установлениями, которые Он определил падшему человечеству. Чтобы устранить беспорядок, войны, убийства и разбой, Бог установил высшие -> власти (Рим 13:1), задача которых — сохранять мир и порядок; начальник — это «Божий слуга» и «отмститель в наказание делающему злое» (ст. 4);
3) в Божьих установлениях нуждается не только падший мир, но и Христова Церковь, поскольку она подвергается атакам сил зла. Поэтому установления, обеспечивающие мир и порядок в жизни Церкви, проходят через всю Библию. Наряду с общими увещеваниями о том, что «все должно быть благопристойно и чинно» (1Кор 14:40), встречаются указания, которые касаются практической церк. жизни: при преломлении хлеба надо следовать определ. порядку и не нарушать трапезу своей недисциплинированностью (1Кор 10); при проведении богослужений следует руководствоваться нравств. установлениями (1Кор 11), чтобы не дать места проискам дьявола; духовными дарами следует распоряжаться по установ. Богом порядку (1Кор 12); нельзя нарушать порядок богослужения (церковного собрания) и давать неверующим повод для нападок (1Кор 14). НЗ призывает руководителей общин к особо добропорядочному образу жизни и служению (1Тим 3:1 и след.; 2Тим 2:1 и след.), а в ВЗ жизнь и служение священников подробно регламентируются специальными установлениями (Лев 1:1 и след.). -> Служение (II,А) -> Деяния Апостолов (III) -> Мир;
4) в ВЗ примирение человека с Богом связано с послушанием в вере, с данными Богом У., с жертвоприношениями и изъявлением Божьей воли; в НЗ путь к миру с Богом — это исключит. Иисус Христос и искупит. сила Его смерти. Конечно, благопристойное поведение, т.е. поведение, не противоречащее Божьей воле, сохраняет мир с Богом, но получить этот мир можно только через веру в искупит. смерть Иисуса. «Ибо Он есть мир наш» (Еф 2:14). Своей смертью Иисус нанес поражение аду и дьяволу (1Кор 15:55), поэтому всем, кто во Христе, дарован мир с Богом (Рим 5:1) и дана власть «ходить в обновленной жизни» (Рим 6:4), т.е. жизни, соотв. воле и установлениям Бога. След., для того чтобы вести подлинно добропорядочную жизнь, необходимо сначала постичь верой новые спасит. установления, которые Иисус даровал нам Своей смертью и Своим воскресением. Превращение в нового человека происходит в нас по мере того, как Иисус все более завладевает нашей личностью (см. Рим 6:16 и след.). Порядок спасения формулируется так: сначала вера в спасение во Христе, а затем обретение мира Божьего, который упорядочивает жизнь (Кол 3:15) и «соблюдает сердца … и помышления … во Христе Иисусе» (Флп 4:7). -> Закон.

Установление
-> Устав (устройство, установление, порядок), устраивать, устроенный.

Устраивать
-> Устав (устройство, установление, порядок), устраивать, устроенный.

Устроенный
-> Устав (устройство, установление, порядок), устраивать, устроенный.

Устройство
-> Устав (устройство, установление, порядок), устраивать, устроенный.

Усыновление
в христ. понимании — это новое положение искупленных сынов Божьих, принявших Духа У., посредством Которого они могут взывать к Богу: «Авва, Отче!» (Рим 8:15; ср. ст. 9). Т.о., они уже не подчинены рабству Закона (Гал 4:5 и след.; -> Раб, II,3). На основании Божьих обетований и завета, заключ. на горе Синай, израильтянам принадлежит право быть усыновленными (Рим 9:4), но осуществлено оно может быть только в Иисусе Христе (Еф 1:5). В Рим 8:23 имеется в виду полное откровение славы У., которая будет включать в себя и искупление тела (см. 1Ин 3:2).

Утешение, утешать
Настоящее У. — не просто успокоение, а истинная помощь — исходит только от Бога (Ис 57:18); Он есть «Бог всякого утешения» (2Кор 1:3; ср. Рим 15:5). Божье У., образно сравниваемое с тем У., которое дает мать, может дать только Бог (Ис 66:13). Утешит. Божью помощь можно получить через слово Божье (Пс 118:50; Рим 15:4). Носителями У. Божьего в ВЗ выступают призв. Богом -> пророки; они говорят от имени Бога, одноврем. как судьи, и как утешители (Иез 14:21-23). Главным Утешителем является Христос, Который пришел, чтобы благовествовать нищим (Лк 4:18) и «утешить всех сетующих» (Ис 61:2). Под «утешением Израилевым» (Лк 2:25; ср. Иер 14:8) подразумевается исполнение ожиданий, связ. с приходом Мессии, а вместе с тем и -> искупление во всех его утешит. аспектах. Ап. Павел говорит об утешит. помощи, к-рую Христос оказывает в скорби (2Кор 1:4 и след.). Любовь Божья дает нам вечное У., т.к. она обещает нам не бренные блага, а вечную жизнь с Богом и благодать (2Фес 2:16). Потребность в У. вызвана тяжелым притеснением в -> мире. Павел на себе испытывает полноту страдания, но вновь и вновь познает ободряющее Божье У. (2Кор 7:4,13). Окончат. У. в спасении состоит в том, что Бог присутствием Своей славы устранит все страдания (Откр 21:3-5); вблизи Бога исчезнут человеч. слезы и боль; живущая пред Богом Церковь освободится тогда от всякого бремени. Таково утешит. откровение последней библ. книги, утешит. книги христианства. В греч. яз. слово, которым передается понятие «утешать», означает также и -> увещевание.

Утешитель
-> Святой -> Дух (II,В,1) -> Заступник -> Увещевание, увещевать (4).

Утренняя звезда,
планета Венера, которая вечером появляется на небосклоне первой из звезд, а утром исчезает последней. С У.З. поэтич. сравнивается царь вавилонский (Ис 14:12: евр. гейлел бен-шахар — «сияние», «сын рассвета», в Синод. пер. — «денница, сын зари»). Она служит также образом Иисуса Христа (Откр 22:16; ср. 2Пет 1:19; Откр 2:28). В Иов 38:7 выражение «утренние звезды» употреблено в прямом значении.

Утренняя стража
-> Ночная стража.

Уфаз,
наименование города или земли, откуда израильтяне вывозили золото (Иер 10:9); возможно, это одно из названий страны -> Офир (3Цар 9:28; 2Пар 8:18; Дан 10:5).

Уфай
(евр. «подоспевший на помощь», возможно, кр. ф-ма от Афаии или Афалии):
1) сын Аммиуда из колена Иуды; после плена жил в Иерусалиме (1Пар 9:4);
2) потомок Бигвая, У. вернулся из вавил. плена с Ездрой (Езд 8:14).

Ухо
Рабу-еврею прокалывали У. в знак того, что он, пробыв в рабстве шесть лет и отказавшись от своего права на свободу, становится отныне рабом «вечным» (Исх 21:6). Посвящаемому в священники (Лев 8:23,24) и очищаемому прокаженному (Лев 14:14) правое У. мазали кровью жертв. животного. Затыкая У., человек тем самым выражал отвращение к предмету разговора (Ис 33:15 и след.; Деян 7:57). При исцелении глухонемого Иисус вложил ему в У. Свои пальцы (Мк 7:33). Глагол «слушать» передается выражениями «приклонить ухо» (Ис 42:23; Притч 22:17; Неем 8:3), «прилагать уши» к тому, о чем говорится (Притч 23:12). У. «разбирает слова» (Иов 12:11), внимает голосу (Пс 129:2); не желающий слушать «отклоняет ухо» (Притч 28:9). У. нечестивых с трудом слышат Слово Господа (Ис 6:10), и «необрезанное ухо» (Иер 6:10; Деян 7:51) не может слышать Его голоса. Господь дарует «ухо слышащее» (Притч 20:12), «в уши» пророку Он открыл знание о грядущем (Ис 22:14). Бог «открывает уши» верующим (Пс 39:7), Он «пробуждает» и «открывает» У. пророка (Ис 50:4 и след.). Но самые глубокие тайны Божьей любви не слышало ни одно У. (1Кор 2:9). Молящийся просит Бога: «Не закрой уха Твоего от воздыхания моего, от вопля моего!» (Плач 3:56). Высмеивая идолов, псалмопевец говорит: «Есть у них уши, но не слышат» (Пс 113:14). -> Слушать, слышать -> Глухота, глухой -> Болезнь: глухота.

Уц
(возможно, «советник»):
1) сын Арама (Быт 10:23; 1Пар 1:17);
2) сын Нахора и племянник Авраама (Быт 22:21);
3) сын хорреянина Дишана (Быт 36:28; 1Пар 1:42);
4) родина Иова (Иов 1:1). Земля У. находилась на краю сирийско-аравийской пустыни и подвергалась набегам савеев (ст. 15) и халдеев (ст. 17). Исходя из этих сведений, землю У. стали связывать с потомками Нахора и Арама (Уц 1 и 2), предположит. она находилась в области Харрана и прилежащих земель. Иосиф Флавий называет основателем Трахонитской области и Дамаска некоего Узоса (= Уц, 1), сына Арама. Но согл. Плач 4:21, У. находился в области Эдома (ср. Иер 25:20); на эту область указывают и те места, которые упоминают Уца (3) как потомка хорреянина Сеира. Исследователь Музиль считает, что нашел местность с названием Уц в Хирбет-эль-Ис — в 3 км вост. Тафилы. Другие ученые полагают, что эта земля находилась восточнее, в Северо-Западной Аравии, в частн., в области Эд-Джоф (Дума). Ни одна из попыток точно установить её местонахождение не увенчалась успехом.

Учебные занятия
Целью воспитания у израильтян являлось наставление детей в вере и пребывание отцов в страхе и преклонении пред Богом (Быт 18:19; Исх 10:2; Исх 12:26 и след.; Исх 13:8,14 и след.). Бог особо повелел израильтянам обучать детей истории народа Божьего (Втор 4:9 и след.; Втор 6:20-25). Тем не менее в течение длительного периода времени у народа Израиля не существовало специального учреждения для обучения. Школы появились только после плена и лишь — в городах. О воспитании сына должен был заботиться отец. Воспитатели (4Цар 10:1,5; Ис 49:23, в Синод. пер. — «питатели») предположит. должны были обучать детей письму, чтению и практич. знаниям, в то время как религ. часть воспитания брали на себя отцы (-> Дети, сыновья, IV,1). Священники и левиты были, скорее, учеными, исследующими Писания и Закон, чем наставниками молодежи; то же относится и к раввинам в позднем иудаизме (-> Учитель). Моисей, очевидно, получил то образование, которое в Египте жрецы давали детям из знатных семейств. Оно включало теологию, астрономию, медицину, геометрию и другие дисциплины (ср. Деян 7:21 и след.). В Вавилонии и Ассирии, как и в Египте, существовали школы для обучения писцов; науки (история, литература, астрономия) чаще всего были прерогативой священников, которые заботились о передаче своих знаний. Иск-тво исчисления также было сильно развито, ему обучали начиная с детских лет.

Учение

I. Уже в ВЗ возносится хвала У. Божеств. мудрости (Притч 4:2; Притч 5:1). Царь Иосафат посылал своих князей учить народ (2Пар 17:7). Всякое праведное У. исходит от Бога, через него Он являет Свою святую волю, дарует людям благоразумие и мудрость. У. мудрого — это источник жизни (Притч 13:14). Моисей был научен Богом (Исх 4:12,15) таким образом, что мог наставлять израильтян в Божьих уставах и законах (Исх 18:20). Божье У. затрагивало все области жизни и требовало полного послушания (-> Закон). Свящ. книги, содержавшие основы Божьего У., хранились в святилище (ср. 4Цар 22:8 и след.). Священники должны были истолковывать У. народу, но не все из священнослужителей исполняли свои обязанности должным образом, за что их строго осуждали израил. пророки (Ос 4:6; Мих 3:11).

II. Греч. слово дидаскалиа означает в Септуагинте и в НЗ «преподавание», «обучение», а также «то, чему учат», т.е. собственно У. Согл. Рим 12:6,7, дар У. принадлежит к числу даров Духа; обладающий этим даром должен использовать его по назначению (ст. 7). Епископам необходимо постоянно «заниматься учением» (1Тим 4:13,16); они должны быть «учительными» (1Тим 3:2; 2Тим 2:24), т.е. способными научить других (ст. 2).

III: 1) в НЗ говорится об У. Иисуса (Ин 7:16,17) и об апостольском У. Евангелия, преподанном Духом истины (Ин 14:26; Ин 16:13) и основанном на слове и на спасающем деле Иисуса Христа (Ин 16:14). Именно на этом У. строится Церковь. Следует постоянно пребывать в У. апостолов (Деян 2:42; 1Тим 4:16; 2Тим 3:10), в к-ром воплощено откровение Бога, засвидет-вованное в Библии и исполненное в Иисусе Христе (1Тим 6:3; 2Тим 3:16; Тит 2:10). Это У. названо «здравым» (1Тим 1:10; 2Тим 4:3; Тит 1:9; Тит 2:1), «добрым» (1Тим 4:6), «чистым» (Тит 2:7) У., Божиим У. (ст. 10), У. Христовым (2Ин 1:9). Христ. Церкви предписывается также изучать ветхозаветные Писания (Рим 15:4; 2Тим 3:16);
2) уже в ВЗ звучит предостережение от обмана (Пс 23:4) и от пустого У. (Иер 10:8), но лишь в НЗ У. Церкви решит. противопоставляется лжеучениям (Гал 1:6-9; Деян 15:24), У. бесовским (1Тим 4:1), У. человеч. и земным (Кол 2:22), чуждым и обольстит. (Еф 4:14; Евр 13:9), являющимся источниками лжи, тьмы и безбожия. Ложное У. «распространяется, как рак» (2Тим 2:17) и уводит людей с пути истинного (2Пет 2:15). Поэтому для верующих звучит предостережение: «Испытывайте духов» (1Ин 4:1 и след.) и «Берегитесь!» (Мф 16:6).

Ученик

I: 1) в ВЗ (Ис 8:16; Ис 50:4) У. названы люди, которые во время всеобщего отпадения от Бога следовали Его свидет-ву и Закону и смиренно внимали слову Господа;
2) в НЗ наряду с У. Иисуса упоминаются У. Иоанна Крестителя, а также У. фарисеев. У. Иоанна принято считать тех, кого он крестил; тех, кто оставался с ним (Мф 9:14; Мк 2:18; Ин 1:35,37; Ин 3:25); тех, кто поддерживал с ним связь, когда он оказался в темнице (Мф 11:2; Лк 7:18), а также тех, кто похоронил его (Мф 14:12; Мк 6:29). Иоанн научил своих У. молиться (Лк 11:1), и они, следуя наставлениям своего учителя, много постились и молились (Лк 5:33). То же самое относилось и к У. фарисеев (Мк 2:18). Сами же фарисеи гордились тем, что они были последователями и У. Моисея (Ин 9:28); это давало им уверенность в том, что их духовная позиция истинна.

II: 1) У. Иисуса — это Его приверженцы в самом широком смысле слова, люди, признававшие Его Учителем, внимавшие Его учению и повсюду сопровождавшие Его (Лк 19:37; Ин 4:1; Ин 9:27,28). Ученичество могло быть и тайным (Мф 27:57; Ин 19:38); многие из У. позднее покинули Иисуса (Ин 6:60,66);
2) 12 У. Иисуса составляли особую группу. Они постоянно были с Ним (Мк 11:11), и Он доверял им духовные тайны (Мк 4:34; Мф 16:15-21; Ин 13-17). Когда речь идет об У. Иисуса вообще, то часто имеются в виду именно эти двенадцать (Мф 8:23,25; Мф 26:18; Мк 6:45; Ин 2:2,17). Все они, включая предателя Иуду Искариота, пребывали с Ним даже в Его страданиях (Лк 22:28), и затем (несмотря на их бегство и отречение от Него после Его ареста) как избранные Богом свидетели, ели и пили вместе с Воскресшим (Деян 10:41). В Мк 6:30 и в книге Деяния они названы -> апостолами;
3) в Деяниях апостолов У. названы все уверовавшие и члены церкви (Деян 6:1; Деян 9:1,10,19,26,36,38); название «христиане» впервые появилось в Антиохии (Деян 11:26).

III. Необходимым условием ученичества является безусловная и безграничная преданность Господу. У. Иисуса может быть лишь тот, кто любит Его «более, нежели отца или мать», кто жертвует всем, что имеет (Мф 10:37; Лк 14:26,27,33). У. Иисуса должен отречься от самого себя, взять на себя -> крест (Мф 16:24) и потерять ради Него свою душу (т.е. жизнь) для того, чтобы обрести жизнь истинную и вечную (Мф 16:25). У. — не тот, кто повторяет «Господи, Господи», а тот, кто смиренно исполняет Божью волю (Мф 7:21; Лк 6:46). При этом У. никогда не превзойдет Учителя (Мф 10:25), в лучшем случае он станет таким, как его Учитель (Лк 6:40). Поэтому У. часто становится объектом ненависти и преследований, подобных тем, которые пришлось испытать Иисусу (Мф 10:17,18,22,23). Но страждущие У. блаженны, они возрадуются и обретут утешение (Мф 5:11,12; Лк 6:22, 23), и Сам Св. Дух руковидит ими (Мф 10:19, 20). Господь сказал Своим У., что они должны быть мудры, как змеи, и просты, как голуби (ст. 16), и, как истинные У., пребывать в слове Его (Ин 8:31). Им не надо заботиться о хлебе насущном — Бог снабдит их всем необходимым (Мф 6:25-34; Мф 10:9-11). В молитве они будут сильны и искренни, в ней они обретут Дух истины (Ин 14:12-14,16,17). Посылая Своих У. на служение, Господь наделил их властью исцелять больных, очищать прокаженных, воскрешать мертвых и изгонять нечистых духов (Мф 10:1,8). У. — это «соль земли» и «свет мира» (Мф 5:13-16); их отличает любовь к ближнему и к своим врагам (Ин 13:15; Ин 15:12; Мф 5:43-45). Своими добрыми делами, всей своей жизнью они прославляют Бога (ст. 16; Ин 15:8). За то, что они исповедуют Его перед людьми, Христос исповедует их перед Отцом Небесным (Мф 10:32). Они могут радоваться тому, что их имена написаны на небесах (Лк 10:20) и что там их ожидает великая награда (Лк 6:23). Все, чем они пожертвовали, последовав за Иисусом, будет возвращено им, а в «веке грядущем» они обретут вечную жизнь (Мк 10:28-30). -> Наследование.

Ученики
(1Пар 25:8), -> Учитель -> Подражание, подражать.

Училище
Когда Павел не смог больше проповедовать в синагоге в Эфесе, то стал использовать для этого помещение училища некоего Тиранна (Деян 19:9).

Учитель

I. Каждый, кто передает к.-л. знания, является У. (ср. 1Пар 25:8; Притч 5:13). В Библии У. названы в первую очередь люди, призванные открыть людям Божью волю и привести их к познанию истины (Моисей: Исх 24:12; Захария: 2Пар 26:5 и др.). В Дан 12:3 восхваляются праведные У. (в Синод. пер. — «разумные»). У. же, которые уводят людей от Бога (Иер 8:9), будут осуждены.

II. Книжники (=У. Писания) как особая социальная прослойка появились среди евреев лишь после вавил. плена. Одним из первых книжников был Ездра (Езд 7:11). Их основной задачей было толкование ВЗ и они препятствовали проникновению в мировоззрение и жизненный уклад евреев эллинистич. язычества. Книжники считали своей обязанностью предписывать евреям, как им следует поступать в каждом конкретном жизненном случае, чтобы не нарушить Писание. Тем самым они разработали свод казуистич. правил, ставший для народа тяжелейшим бременем. Именно это в первую очередь послужило причиной разногласий Иисуса с книжниками (Мф 7:1 и след.; Мф 23:23 и след.; Мк 2:23Мк 3:6 и пар.).

III. В НЗ упоминаются разные У.:
1) еврейские У. (Лк 2:46; Ин 3:10);
2) Иоанн Креститель (Лк 3:12);
3) все евреи (Рим 2:20);
4) все христиане (Евр 5:12);
5) Павел как У. язычников (1Тим 2:7; 2Тим 1:11);
6) христиане, занимающиеся учительством как особым церк. служением (-> Должность; Деян 13:1; 1Кор 12:28 и след.; Еф 4:11);
7) но в первую очередь У. назван Иисус Христос.

IV. Иисус-Учитель:
1) Иисус не только проповедовал Благую Весть о Царстве Божьем и исцелял немощных; Он, подобно книжникам, учил в синагогах (Мф 4:23; Мф 9:35) и в храме (Мф 26:55; Мк 12:35). Он учил народ и Своих учеников (Мф 5:1,2), как это делали и книжники (Мк 2:18). Как и они, Он черпал материал для Своего учения в ВЗ (Мф 5:21; Мф 15:3; Мф 22:37); подобно им, Он зачитывал отрывок из Свящ. Писания стоя, а излагал его сидя (Лк 4:16; ср. также Мф 5:1 о начале -> Нагорной проповеди). Наиб. часто встречаются такие формы обращения к Иисусу, как «Господь» и «Учитель» [греч. дидаскале, Мф 8:19; Мф 19:16 и др.] или -> «Равви», «Раввуни» (Мк 10:51 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; Ин 20:16). Никодим называет Его «Учителем, пришедшим от Бога» (Ин 3:2). У. Иисус признавался и в народе, и отчасти среди книжников (Мф 22:16; Мк 12:32 и след.). Евангелия свидет-вуют о том, что окружавшие оказывали Ему такое же почтение, как и книжникам. В первую очередь это относится к Его ученикам (Мф 26:17 и след.; Мк 4:35,36; Мк 6:37; Мк 11:1 и след.; Ин 4:8);
2) и все же деяния и учение Иисуса столь резко отличались от того, что делали и чему учили книжники, что у последних это вызывало сильное недовольство, переросшее со временем в непримиримую ненависть. Иисус не только не получил необходимого У. образования, но и учил народ, не будучи уполномочен на это к.-л. религ. инстанцией (Мф 13:54; Ин 7:15 и др.). Он был последовательным противником всякой казуистики, сковывавшей человека цепями внешней законности. Иисус требовал от человека любить Бога и ближнего (Мф 22:37,39), призывал повиноваться Божьей воле. Он прежде всего не поучал, а выступал провозвестником Царства Божиего, потому что уже «исполнилось время» (Мк 1:15). Он учил с властью Св. Духа (ст. 22; Мф 7:29) и противопоставлял прежним толкованиям Свящ. Писания Свое собств.: «А Я говорю вам» (Мф 5:21 и след.). Исключительность Его деяний и учения была обусловлена Его личностью — Он есть «путь и истина и жизнь» (Ин 14:6). Как Сын Божий и воплощ. Слово Божье, Иисус требовал от Своих учеников самоотречения, совершенного послушания (Мф 16:24,25) и безусловного следования за Собой (Мф 19:21). Его речи повергали слушателей в крайнее удивление и изумление (Мф 7:28; Мк 6:2; Ин 7:15). Учение Иисуса равнозначно Откровению. Он наделен исключит. авторитетом: «Один у вас Учитель — Христос» (Мф 23:8). Ответом же книжников было: «Он богохульствует. Он повинен смерти!» (Мк 14:64).

V. Учителя в раннехрист. Церкви:
1) по воле Иисуса Его ученики тоже учили народ еще при Его жизни (Мк 6:30), а после Своего воскресения из мертвых Он заповедал им продолжать учительство (Мф 28:20). Первоочередной задачей учеников Иисуса была проповедь спасения во Иисусе Христе. Апостолы проповедовали и учили о «покаянии перед Богом и о вере в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян 20:20,21). Кр. того, благовествуя народу Израиля (Деян 9:20-22), они постоянно доказывали на основании Свящ. Писания, что Иисус — это обетов. Мессия (см. Ев. от Матфея). Их учение заключалось не столько в изложении фактов, относящихся к спасению, сколько в призыве принять Христа и примириться с Богом;
2) на У., наряду с апостолами, пророками и евангелистами, была возложена в Церкви особая миссия (-> Должность) (Деян 13:1): они должны были не только возвещать Благую Весть, но и разъяснять суть проповеди Христа, Его искупит. смерти и воскресения, так чтобы учение Христа проявлялось в жизни верующих. Обязанности У. тесно переплетаются с обязанностями -> пастыря (Еф 4:11), возвещаемое им учение основано на особом даре Св. Духа (1Кор 12:28). У. должен постоянно пребывать в «учении» (Рим 12:7; 2Тим 4:2) и преподавать слово истины, «вразумляя бесчинных, утешая малодушных и поддерживая слабых» (1Фес 5:14; 2Тим 2:15). Иаков, указывая на огромную ответственность, ложащуюся на плечи У., предостерегает от чрезмерного стремления к учительству (Иак 3:1); в Евр 13:17 звучит призыв к повиновению У., которым однажды придется дать отчет Богу о вверенных им членах Церкви. Христиане должны помнить их слова и подражать их вере (ст. 7). Ср. -> Увещание;
3) в Тит 2:3 и след. говорится о том, что умудренные жизнью женщины должны советом, делом и собств. примером «учить добру» своих детей, внуков и других членов семьи. Но подобное учительство не имеет ничего общего с публичными выступлениями в Церкви, запрещ. им ап. Павлом (1Кор 14:34; 1Тим 2:12). Ср. -> Богослужение (V,3);
4) в Библии звучит настойчивое предостережение от влияния лжеучителей (2Тим 4:3; 2Пет 2:1), говорящих лишь то, что угодно их слушателям, и ставших ради «мзды неправедной» наследниками Валаама (ст. 15). Ср. -> Проповедь, проповедовать, проповедник.

Ущелье, расселина
Как видно из текстов Библии, У. и расселины часто служили убежищем для преследуемых (1Цар 13:6; Ис 2:19; Евр 11:38; Откр 6:15). Расселинами названы также вырубленные в скалах дома и города эдомитян: Иер 49:16 и Авд 1:3; -> Петра.