“Ф” (библейская энциклопедия)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш/Щ Э Ю Я

Фаанаф-Силом,
погран. город в уделе Ефрема (Нав 16:6). В Ономастиконе (списке георг. названий) говорится: «Фенаф в колене Иосифа — это теперь селение Фена, в 10 милях к востоку от Неаполя, в Долине Иордана», поэтому исследователи считают, что это совр. Хирбет-Тана-эль-Фока, в 12 км юго-вост. Наблуса (Сихема).

Фаанах
[(в совр. литературе — Таанах), вероятно, «заграждение»], ханаан. город-гос-во (Нав 12:21; Суд 5:19). Ф. вошел в удел Иссахара, но был передан колену Манассии (Нав 17:11; 1Пар 7:29), а затем выделен левитам (Нав 21:25). Колено Манассии сначала не могло овладеть им (Суд 1:27). При Соломоне город относился к 5-ой адм. области (3Цар 4:12). Это совр. Телль-Таанак, располож. в 8 км юго-вост. Мегиддо (см. карты на стр. 188; 387). Ф. упоминается еще Тутмосом III (см. карту на стр. 1004). В док-тах архива Телль-Амарны упоминается город Танука, который восставал против чиновников фараона. Раскопки, проводившиеся Селлином в 1902-1904 гг., принесли находки, относящиеся к бронзовому веку, когда Ф. переживал свой расцвет. Среди руин укрепл. дворца были обнаружены глиняные таблички; судя по текстам этих табличек, крепость называлась «дворец Иштар-Яшура», по имени властителя Ф., правившего в тот период. Лишь треть из упомянутых на этих табличках лиц названа ханаан. именами, имена остальных имели амор., аккад., егип. или не установл. происхождение, что указывает на очень смеш. состав населения города. Столь же «космополитичными» были и почитавшиеся там боги: Эль (-> Ашера и Тешуп (-> Хеттеи, IV), -> Адад и Ашират (-> Ашера), -> Амон и Нергал. На вавил. глиняном цилиндре из Ф. некий Атанах-ил называет себя слугой Нергала. Эта смесь егип., ханаан. и вавил. элементов дает представление о многообразии культур и религий Ханаана, влиянию которых Израиль подвергся при покорении этой земли; это влияние продолжало сохраняться и в дальнейшем, особенно там, где хананеи не были изгнаны, как, напр., в Ф. (Суд 1:27). См. карту и ил. на стр. 960:

Фаарея
[евр. Тареа], вениамитянин, сын Михи, потомок Саула (1Пар 8:35). В 1Пар 9:41 он назван -> Фареем.

Фавор:
1) гора в сев.-вост. части Изреельской равнины, прим. в 8 км вост. Назарета, Джебель-эт-Тор, новоевр. Хар-Тавор; ее выс. 588 м. У Ф., особенно приметного благодаря своему изолиров. положению (Пс 88:13; Иер 46:18), сходились границы уделов Завулона (Нав 19:12), Иссахара (ст. 22) и Неффалима (ст. 34). На Ф. Варак собирал колена Завулона и Неффалима на войну с Сисарой (Суд 4:6,12, 14). В НЗ Ф. не упоминается (ср. -> Гора преображения);
2) упомянутый только в 1Пар 6:77 город, выдел. левитам из рода Мерари в уделе Завулона. возможно, это селение находилось на горе Ф. Есть доказат-ва, что оно существовало и в новозаветный период. Ученые высказывали предположение, что это Дабурие, располож. зап. горы, но, видимо, это все же Давраф, левит. город гирсонян в уделе Иссахара (Нав 21:28; 1Пар 6:72);
3) Фаворская дубрава в уделе Вениамина (1Цар 10:3); ее местонахождение неизвестно.

Фаддей
-> Иуда (9).

Фадмор:
1)(в совр. литературе Тадмор и Пальмира), город, построенный -> Соломоном (2Пар 8:4) в сир. пустыне. У Ф. ассир. царь Тиглатпаласар I ок. 1100 до Р.Х. сражался с арамеями; позднее греки и римляне называли Пальмирой. (См. карту на стр. 237:) Этот город, ныне Тадмор, расположен в оазисе на торг. пути из Палестины в Месопотамию, прим. в 200 км сев.-вост. Дамаска (см. карты на стр. 219; 977). Расцвет Ф. приходится на эллинистич. и рим. периоды, о чем свидетельствуют величественные руины древней Пальмиры, сохранившиеся до нашего времени;
2) -> Тамара.

Фадон
[евр. Падон, «освобождение»], нефиней (храмовый слуга), потомки к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:44; Неем 7:47).

Факей
[евр. Пеках, «Он (т.е. Бог) открыл глаза», кр. ф-ма от Факии], сын Ремалии, сановник израил. царя Факии. Ф. организовал заговор против Факии и, убив его в Самарии, провозгласил себя царем (4Цар 15:25). Указание в ст. 27 на то, что Ф. правил Израилем 20 лет, может быть понято только в том смысле, что по неизвестным для нас причинам он отсчитывал годы своего правления с 752 г. до Р.Х., когда после царя Захарии, на к-ром закончилось правление дома Ииуя, на престол взошел Менаим, отец Факии. На самом деле Ф. царствовал в 735-732 гг. до Р.Х. Его политика строилась на том, чтобы в союзе с Дамаском противодействовать Ассирии. Вместе с царем Дамаска Рецином он попытался принудить иуд. царя -> Ахаза вступить в антиассир. союз (4Цар 16:5; 2Пар 28:5 и след.; Ис 7:1-6). Ахаз призвал на помощь ассирийцев, и Тиглатпаласар III завоевал Ион, Авел-Беф-Мааху, Ианох, Кедес, Асор, Галаад, Галилею, всю область колена Неффалима, население к-рой было уведено в плен в Ассирию (4Цар 15:29; 4Цар 16:7 и след.). В ассир. сообщениях среди городов, взятых Тиглатпаласаром во время этого похода, упоминаются также Хиннатуна (-> Ханнафон), Арума (-> Рума) и Марум (-> Мером). Ассирийским стал и вост. берег р. Иордан (1Пар 5:26). Это поражение дало повод Осии, сыну Илы, организовать заговор против Ф. с целью его убийства. После этого Осия стал царем вместо Ф. (4Цар 15:30). Ф. делал неугодное в очах Господа и не отступился от греха Иеровоама I — поклонения тельцу (ст. 28).

Факел
-> Светильник.

Факия
[евр. Пекахья, «Господь открыл (глаза)»], сын Менаима и его преемник на израил. престоле; Ф. царствовал в 737-736 гг. до Р.Х. в Самарии. Он делал неугодное в очах Господа, не отступая от греха Иеровоама I — поклонения тельцу. Сановник Ф., -> Факей, сын Ремалии, организовав против него заговор, убил его в Самарии «в палате царского дома». В этом ему оказали поддержку 50 галаадитян. Аргов и Арий, защищавшие царя, пали вместе с ним, а Факей стал царствовать вместо Ф. (4Цар 15:22-26).

Фалал
[евр. Палал, кр. ф-ма от «Он (Бог) вершит суд, творит справедливость»], сын Узая, участвовал в восстановлении Иерусалимской стены (Неем 3:25).

Фалассар,
город «сынов Едена» (4Цар 19:12; Ис 37:12), возможно, это упоминаемый в ассир. надписях Тилашурри, располож. в Бит-Адини (библ. Едене), царстве в верхнем течении Евфрата, вблизи Каркемиша.

Фалек
[евр. Пелег, «раскол», «раздвоение»], сын Евера (Быт 11:16-19). Его имя упоминается в связи с вавил. смешением языков (Быт 10:25; ср. Быт 11:8).

Фалеф
-> Пелет.

Фаллу
[евр. Паллу, кp. ф-ма от Фелалия, «Господь твоpил чудеса»], сын Рувима. Его потомки образовали один из родов колена Рувима (Быт 46:9; Исх 6:14; Чис 26:5).

Фалмай
[евр. Талмай]:
1) человек из сынов -> Енаковых, живших в Хевроне (Чис 13:23). Он вместе с братьями был изгнан Халевом (Нав 15:14; Суд 1:10);
2) сын Емиуда, царя -> Гессура (1). Его дочь Мааха была женой Давида и матерью Авессалома и Фамари (2Цар 3:3; 2Цар 13:37).

Фалтиил
[евр. Палтиэл]:
1) сын Аззана, представитель колена Иссахара при разделе Ханаана (Чис 34:26);
2) -> Фалтий (2).

Фалтий
[евр. Палти, «(мое) избавление», кp. ф-ма от Фалтиила]:
1) сын Рафу из колена Вениамина, один из pазведчиков, посланных Моисеем в Ханаан (Чис 13:10);
2) израильтянин, к-рому Саул отдал в жены свою дочь Мелхолу после бегства Давида (1Цар 25:44). Когда Иевосфей повелел возвратить Мелхолу Давиду, Ф. с плачем провожал ее до погран. города Бахурима (2Цар 3:15 и след. — здесь в евр. тексте он назван Фалтиилом).

Фалтия
-> Фелатия.

Фамарь
[евр. Тамар, «пальма»]:
1) жена Ира, которая, оставшись вдовой, родила от свекра -> Иуды, принявшего ее за блудницу, близнецов Фареса и Зару (Быт 38:1; Мф 1:3);
2) дочь Давида, сестра Авессалома. Она была обесчещена своим сводным братом Амноном (2Цар 13:1; 1Пар 3:9);
3) дочь Авессалома (2Цар 14:27), вероятно, названная так в честь его сестры. Предположит. она была женой Уриила из Гивы, матерью Маахи и бабкой царя Авии (2Пар 11:20-22; 2Пар 13:1; см. ил. на стр. 6).

Фамах
[евр. Тамах], нефиней, потомки к-рого вернулись из Вавилона вместе с Зоровавелем (Езд 2:53; Неем 7:55).

Фаммуз
[(в совр. литературе Таммуз), вавил. имя, производное от шумер. Думузи, «истинный сын»], вавил. бог плодородия и подземного царства, соответствует греч.-финик. Адонису. Ф. считался мужем и братом богини плодородия Иштар (-> Астарта). Ежегодно во время летнего зноя верующие в Ф. оплакивали его смерть (Иез 8:14), а весеннее обновление природы приветствовали как воскрешение этого божества. Поэтому первый жаркий месяц лета (июнь-июль) (-> Календарь) был назван в честь Ф.

Фамна
-> Фимна.

Фамнаф-Сараи,
город на горе Ефремовой. После раздела Ханаана Иисус Навин получил Ф.-С. в наследств. удел (Нав 19:50); там он впоследствии и был похоронен (Нав 24:30; Суд 2:9). Согл. добавлению Септуагинты в Нав 24:30, вместе с Иисусом в могилу был положен кремниевый нож, которым израильтяне были обрезаны в Галгале (Нав 5:2-9). Ф.-С., вероятно, соответствует совр. Хирбет-Тибне, располож. в 13 км сев. Верхнего Бет-Хорона (Вефорона) и в 28 км юго-зап. Наблуса (Сихема). См. карту на стр. 388:

Фамний
[евр. Тивни, возможно, «соломенное пугало»], сын Гонафа, в 882-878 гг. до Р.Х. правивший частью Израильского царства (3Цар 16:21,22) и претендовавший на престол -> Амврия.

Фанасмеф
-> Танхумеф (Фанаемеф).

Фануил
[греч. ф-ма (Фануэл) евр. Пенуэл, «лице Бога»], отец пророчицы Анны из колена Асира (Лк 2:36).

Фара
(«коpова»), гоpод в уделе Вениамина (Нав 18:23), ныне это Телль-Фаpа, пpим. в 10 км сев.-вост. Иеpусалима.

Фарала,
город в уделе Вениамина (Нав 18:27), возможно, это совр. Хирбет-Эрха, располож. прим. в 1 км юго-вост. Эр-Рама (-> Рама, 1) и в 8 км сев. Иерусалима. Это место было населено вплоть до рим. периода.

Фаран:
1) пустыней Ф. (Чис 10:12), где жил Измаил (Быт 21:21), называлась область между Мадиамом и Египтом (3Цар 11:18), охватывавшая, веpоятно, всю сев.-зап. часть Синайского полуо-ва (Чис 13:1,4,27; cp. Быт 14:6 -> Элль-Фаpан). Кp. того, сюда же, очевидно, относилась область, лежавшая юж. Иудейской пустыни (1Цар 25:1; cм. каpту на стр. 216), так что пустыня Син составляла часть пустыни Ф. (cм. Чис 13:27 и Чис 20:1);
2) гоpа Ф. (Втор 33:2; Авв 3:3) — это, возможно, гоpный массив Джебель-Макpа, располож. юго-вост. Кадеша.

Фараон
[егип. перо, «большой дом»], титул егип. царя, в Библии нередко употребляется как имя собств. В этой связи возникают многочисл. затруднения при выяснении личностей, названных в Библии Ф., поскольку библ. сообщения о них бесспорно не подтверждаются ни одним егип. источником.

По поводу различных вариантов идентификации Ф. времен Авраама, Иосифа и Моисея -> Египет (IV,1-3) -> Исход (IV). Ф. (возможно, он был не один) времен Давида и Соломона (3Цар 3:1; 3Цар 9:16,24; 3Цар 11:18-22) принадлежал к XXI династии, правившей в первой половине X в. до Р.Х. Упомянутый в 4Цар 18:21; Ис 36:6 Ф. — это фараон Шабака (712-698 гг. до Р.Х.), представитель эфиоп. династии. На правление эфиоп. династии указывает и Ис 19:11,13, где о городе Цоане (Танисе) говорится как о столице гос-ва. Для определения имени Ф., упомянутого в 1Пар 4:18, нет никаких отправных точек. По именам названы егип. властители -> Сусаким (Шешонк), -> Тиргак (Тахарка), -> Нехао (Нехо) и -> Вафрий (Априй), правившие в X-VI вв. до Р.Х. См. цвет. вклейку 3:

Фарей
[евр. Тахреа], вениамитянин, сын Михи, потомок Саула (1Пар 9:41). В 1Пар 8:35 он назван -> Фаареей.

Фарес
[евр. Перец, «разрыв», «разрыв промежности»], сын Иуды и Фамари, брат-близнец Зары, предок Давида и Иисуса Христа (Быт 38:27-30; Чис 26:20 и след.; Руфь 4:18-22; 1Пар 2:4 и след.; Мф 1:3; Лк 3:33).

Фарисеи,
иуд. религ. и полит. партия, единственная из евр. партий и групп, сохранившаяся и после падения Иерусалима; именно поэтому в основе совр. иудаизма лежат преимущ. фарисейские традиции. Слово «Ф.», вероятно, означает «обособленные» и подразумевает группу людей, на которых, в отличие от -> саддукеев, не оказали заметного влияния чужеродные эллинистич. и рационалистич. идеи. Ф. строго следили за соблюдением Закона (Деян 26:5). Партия Ф. сформировалась, по-видимому, незадолго до эпохи -> Маккавеев. Вначале Маккавеи входили в партию Ф. и опирались на нее, но позднее покинули эту партию и даже подвергали ее членов гонениям. Во времена Иисуса полит. вожди евр. народа, большая часть высокопост. священства и -> синедриона принадлежали к проэллинистич. настроенным саддукеям, но духовными вождями народа оставались Ф. Не будучи в большинстве своем священниками, они были, тем не менее, благочестивыми и правоверными людьми, всей душой стремившимися исполнять -> Закон как Божью волю (Флп 3:5 и след.). Они признавали существование добрых и злых духов, -> жизнь после смерти и телесное -> воскресение (Деян 23:8). В этом отношении Иисус не находил в их учении ничего предосудительного (Мф 23:2 и след.), но в то же время Он предостерегал от слепого подражания им (Мф 16:11 и след.), поскольку Ф. полагались на собств. праведность, а не на Господа (Иер 31:33 и след.; Иез 36:26 и след.; ср. Ин 3:8-10). Ф. ограничивали себя внешним исполнением Закона, стараясь в то же время укрепить Закон новыми правилами и предписаниями, регулирующими его исполнение. На самом же деле они все более удалялись от истинной Божьей воли (Мф 15:1 и след.; -> Корван). Следствием этого было неосознанное, а потому особенно опасное, лицемерие (ст. 7-9; Мф 23:13-29) и самолюбование (Мф 6:5,16; Мф 23:5-7; Лк 18:11). Частично фарисейские предписания по исполнению Закона были открыто направлены на то, чтобы обойти Закон (напр., во время поездки в субботу на осле на седло клали мехи с водой, потому что Закон разрешал в субботу преодолевать по воде большее, чем по суше, расстояние (-> Меры длины, площади, объема и веса, I,2). Но главной заповеди, -> любви к Богу и ближним, Ф. не уделяли достойного внимания (Лк 11:42) или распространяли ее только на фарисеев (отсюда вопрос в Лк 10:29: «А кто мой ближний?»). Ф. были убеждены в том, что они — единственно подлинные дети Авраама и сыны Божьи (Ин 8:33-47), истинные ученики Моисея (Ин 9:28), люди, духовно зрячие (ст. 40 и след.). Это ложное убеждение делало их надменными (Ин 7:48 и след.), властолюбивыми и даже доводило до -> богохульства, когда они оказывались свидетелями очевидного, но невыгодного для них действия Св. Духа (Мк 3:22-30). Они ревностно поддерживали свой престиж (Мф 23:6 и след.; Лк 11:43). Своим чрезмерным миссионерским усердием Ф. преграждали путь в Царство Небесное тем, кто действит. искал Бога (Мф 23:13; Лк 11:52), и вели обращенного ими язычника (-> Прозелиты) к верной духовной смерти (Мф 23:15). Поэтому Иисус называет их сынами дьявола (Ин 8:44). Чтобы понять всю остроту разногласий Иисуса с Ф., благочестивыми людьми Его времени, нужно помнить, что Его упреки (Мф 15:14) полностью относились и к таким уважаемым и почтенным людям, как -> Никодим (см. Ин 3:10) или -> Гамалиил (Деян 5:34).

Фарнак
[евр. Паpнах], отец Елицафана (2) (Чис 34:25).

Фарра

I. [евр. Терах, возможно, от аккад. тураху, «горный козёл»], сын Нахора, отец Авраама, Нахора и Арана (см. цвет. вклейку 1). Ф. жил в Халдее и «служил иным богам» (Нав 24:2; ср. -> Служение, служба, служить, III). Вместе с Авраамом и Лотом он переселился в Харран, где и умер в возрасте 205 лет (Быт 11:24-32).

II. [евр. Тереш, «строгий», «жесткий»], евнух при дворе Артаксеркса, замышлявший вместе с Гавафой покушение на царя. Мардохей выдал их намерение царице, и оба евнуха были казнены (Есф 2:21-23; Есф 6:2).

Фарсис
[евр. Тарешиш]:
1) один из сыновей Иавана (Быт 10:4), т.е. произошедший от него народ. Земля Ф., очевидно, находилась далеко на западе (Пс 71:10; Ис 66:19; Иона 1:3; Иона 4:2). Из Ф. финикийцы привозили серебро, железо, олово и свинец (Иер 10:9; Иез 27:12). Поэтому ученые предполагают, что Ф. мог быть Тартессом, финик. торг. городом, лежавшим при впадении Гвадалквивира в Атлантический океан. Слово таршиш встречается и в финик. языке в значении «плавильня», «металлургический завод», «плавильная установка». В надписи IX в. до Р.Х., обнаруж. в Норе на Сардинии, упоминается таршиш, т.е. плавильная установка на этом острове, где богатые залежи свинца, серебра и олова разрабатывались еще в древние времена. Часто упоминаемые в ВЗ «фарсисские корабли» (3Цар 10:22; Пс 47:8; Ис 2:16; Ис 23:1,14; Ис 60:9; Иез 27:25) — во многих местах просто «корабли» (3Цар 22:49; 2Пар 9:21; 2Пар 20:36) — это прежде всего суда, предназнач. для транспортировки металла. Тогда становится понятным, почему так названы суда Соломона и Иосафата, чьи маршруты ограничивались Красным морем. Кр. того, фарсисскими кораблями называли суда, которые ходили в город Ф. (Иона 1:3), и не исключено, что в конечном итоге так стали именовать все суда, предназнач. для далеких морских плаваний;
2) вениамитянин, сын Билгана (1Пар 7:10);
3) один из семи «князей Персидских и Мидийских» при царе Артаксерксе (Есф 1:14). -> Адмафа.

Фарурим,
веpоятно, «пеpедний двоp» или «притвор» (1Пар 26:18). Речь идет о зап. пpистpойке хpама, к-pая, очевидно, служила складом (4Цар 23:11).

Фарфар,
река, пpотекающая юж. Дамаска, ныне Hахp-эль-Аваг. Воды Ф. прозрачнее и холоднее, чем воды р. Иордан (4Цар 5:12).

Фасги,
горная вершина в земле Моав за Иорданом (Втор 34:1,5; Чис 21:20). Здесь пророчествовал Валаам (Чис 23:14) и умер Моисей (Втор 34:1-3). Вероятно, это совр. Рас-эс-Сиджага, находящаяся в 3 км зап. Нево. См. карту на стр. 2:

Фафнай
[евр. Таттенай]:
1) областеначальник тер. за Евфратом (т.е. его зап. берега) (Езд 5:3,6; Езд 6:6,13). Справившись у перс. царя, разрешено ли израильтянам восстанавливать Иерусалимский храм, Ф., после утвердит. ответа Дария, предоставляет иудеям эту возможность (ок. 520 г. до Р.Х.);
2) в одном из вавил. док-тов от 420 г. до Р.Х. — имя наместника в Сузах.

Фахан
-> Тахан.

Фахаф
-> Тахаф (Тахав, Фахаф), II,2 и 3:

Февда
[греч. Теудас, возможно, кр. ф-ма от греч. Теодорос, «дар Божий»]. Гамалиил упоминает в своей речи перед синедрионом некоего Ф., который выдавал себя за важную личность и привлек 400 приверженцев; впоследствии он был убит, а его сторонники рассеялись (Деян 5:36). Из контекста следует, что это произошло до 6 г. по Р.Х. (ст. 37; ср. -> Иуда, 7); возможно, речь шла о попытке восстания, вызв. политич. причинами, но более точных сведений нет. Иосиф Флавий упоминает некоего волхва и лжепророка Ф., казн. при прокураторе Куспие Фаде (46-44 гг. до Р.Х.). На этом основании некоторые исследователи делали вывод, что в Деяниях допущен анахронизм, но, вероятно, речь здесь идет о разных лицах.

Феглаффелласар
-> Тиглатпаласар.

Фегор
[евр. Пеор]:
1) кр. ф-ма от Ваал-Фегор (Чис 25:18);
2) гора, находящаяся зап. Есевона (ср. карту на стр. 2), с вершины к-рой Валаам мог видеть весь стан израильтян (Чис 23:28). Ср. -> Беф-Фегор.

Федаия
[евр. Педая и Педаяху], «Господь освободил»]:
1) отец Иоиля, начальника полуколена Манассии во времена Давида (1Пар 27:20);
2) израильтянин из Румы, дед царя Иоакима (4Цар 23:36);
3) брат Салафиила, потомок Давида (1Пар 3:18 и след.);
4) потомок Пароша, принимал участие в восстановлении Иерусалимской стены (Неем 3:25);
5) один из израильтян, вероятно, священников, стоявших возле Ездры, когда тот зачитывал Закон (Неем 8:4);
6) вениамитянин, предок Саллу (Неем 11:7);
7) левит, надзиравший за распределением собранных десятин во времена Неемии (Неем 13:13).

Фекоя,
город в Иудее (1Пар 2:24; 1Пар 4:5), совр. Хирбет-Теку. В Септуагинте Ф. упоминается среди городов, перечисл. в Нав 15:59,60 (см. издания Библии, содержащие неканонические книги). Из Ф. происходил один из храбрых у Давида (2Цар 23:26; 1Пар 11:28); родом из Ф. была и мудрая женщина, побудившая Давида призвать назад Авессалома (2Цар 14:2), а также пр. (Ам Ам Ам 1:1). Этот город был укреплен Ровоамом (2Пар 11:6; см. карту на стр. 840). После плена он вновь был заселен. Лежащая на выс. 849 м над уровнем моря Ф. была хорошо видна из Иерусалима, находящегося на 16 км сев. нее (ср. Иер 6:1). Лежащая вост. Ф. пустыня называлась Фекойской (2Пар 20:20).

Фелаия
[евр. Пелайя]:
1) один из сыновей Елиоеная, потомок царя Иехонии (1Пар 3:24);
2) левит, присутствовавший при чтении Ездрой Закона (Неем 8:7) и подписавшийся под обязат-вом соблюдать его (Неем 10:11).

Фелалия
[евр. Пелалья, «Господь свершил праведный суд»], священник, сын Амция (Неем 11:12).

Фелатия (Фалтия)
[евр. Пелатья и Пелатьяху, «Господь спас»]:
1) один из предводителей колена Симеона во времена Езекии (1Пар 4:42);
2) сын Ванеи, иуд. князь, современник Иезекииля. В одном из своих видений пророк увидел его смерть (Иез 11:1,13);
3) сын Ханании, внук Зоровавеля (1Пар 3:21). возможно, этот же человек подписывал обязат-во соблюдать Закон во времена Неемии (Неем 10:23).

Фелах
[евр. Телах, возможно, «трещина»], израильтянин из колена Ефрема, потомок Берии (1Пар 7:25).

Фелет
-> Пелет (Пелеф, Фелет, Фалеф).

Фелефеи
-> Телохранители -> Филистимляне.

Феликс
(«счастливый»). Антоний Феликс — брат Палласа, одного из фаворитов имп. Клавдия (41-54 гг. до Р.Х.). Благодаря протекции Палласа Ф., бывший раб, отпущенный на волю императрицей-матерью Антонией, был назначен прокуратором Иудеи. Точных сведений о времени его вступления в должность и его отношениях с предшественником — Вентидием Куманом — нет. Ф. при прокураторе Кумане некоторое время управлял в Самарии частью провинции. После смещения последнего в 52 г. по распоряжению императора Ф. был назначен на должность прокуратора. Важную роль в этом назначении сыграло влияние Палласа при императорском дворе. Рим историки оценивают характер Ф. негативно. Являясь наместником и обладая огромной, почти царской властью, он в душе так и остался рабом, исполненным раболепия, жадности и жестокости. Ф. распорядился убить вставшего на его пути первосвященника Ионафана. Убийство было совершено одним из друзей Ионафана, принадлежавшим к движению зилотов, которых Ф. беспощадно преследовал. Когда некий египтянин, выдававший себя за пророка, повел толпу своих приверженцев на Масличную гору посмотреть, как рухнут стены Иерусалима, Ф. со своим войском напал на них, многих убил, а оставшихся заключил в тюрьму. Тысяченач. Лисий, пленивший ап. Павла во время беспорядков в храме, принял его вначале за этого египтянина (Деян 21:38). Лисий отправил апостола под усиленной охраной в Кесарию к Ф., который заключил Павла под стражу до прихода обвинителей (Деян 23:23-35). Через пять дней появился первосвященник Анания со старейшинами и с ритором Тертуллом в качестве обвинителя. Тертулл подобострастно превозносил заслуги Ф. в поддержании мира и в помощи евр. народу, Павла же представлял зачинщиком мятежа. Но Ф., разрешив Павлу защищаться, отложил принятие решения по его делу до тех пор, пока сам не узнает подробнее о христианах и христианстве. Обвинители вынуждены были уйти ни с чем (Деян 24:1-22). Ф. распорядился ни в чем не стеснять Павла и чаще приводить его к себе, надеясь получить от него деньги за освобождение. Однажды, когда Ф. слушал Павла вместе со своей второй женой Друзиллой, он «пришел в страх»: в тот момент апостол говорил о правде, о воздержании и о будущем Суде (Деян 24:23-26). Испуг Ф. был связан с тем, что он уговорил Друзиллу, в к-рую был влюблен, уйти от мужа, емесского царя Азиза, и выйти замуж за него. (Сын Ф. и Друзиллы, Агриппа, погиб в 79 г. в Помпеях при извержении Везувия.) В то время когда Павел находился в заключении, на улицах Кесарии происходили столкновения между евреями и сирийцами; политическая и религиозная ситуация в Иудее складывалась таким образом, что Ф. после его отзыва со службы (в 60 г. по Р.Х.) ожидали в Риме серьезные неприятности. Но ему все же удалось избежать наказания. В угоду иудеям Ф. оставил Павла в заключении. Преемником Ф. на должности прокуратора стал Порций Фест (Деян 24:27).

Фема
[евр. Тэма, в совр. литературе — Тейма]:
1) сын Измаила (Быт 25:15; 1Пар 1:30);
2) земли вокруг оазиса Ф., где, вероятно, жили потомки Ф., феманитяне, одно из аравийских племен (Иов 6:19; Ис 21:14; Иер 25:23; упоминания о Ф. встречаются также в клинописных источниках). Этот оазис находится в Аравии, в 260 км юго-зап. Эль-Джауфа (-> Дума, 2), на полпути между Дамаском и Меккой. В Ф. был найден памятник в виде столба с арам. надписью, относящейся к VI в. до Р.Х. В Ф. находился в течение 8 лет своего правления последний вавил. царь Набонид (ср. -> Вавилония, V,2). См. карту на стр. 609:

Феман
[евр. Тэман, «юг», «южная местность»]:
1) сын Елифаза и внук Исава, старейшина в Эдоме (-> Едом) (Быт 36:11,15,42);
2) местность, где жили потомки Ф. (Иез 25:13; Ам 1:12; Авд 1:9). Из Ф., прославл. мудростью его жителей (Иер 49:7), происходил Елифаз, друг Иова (Иов 2:11). Ученые предполагают, что эта местность находится на севере Эдома (ср. Иез 25:13), а именно в Эт-Таване, в 12 км сев.-вост. Восоры (1) (ср. Ам 1:12) или юж., в Тавилане, вост. Петры.

Феманитяне,
жители местности -> Феман (Быт 36:34; 1Пар 1:45).

Феннана
[евр. Пенинна, «коралл»], одна из двух жен Елканы (4). Ф., имевшая детей, часто огорчала и обижала бездетную Анну (1Цар 1:2-6).

Феофил
[греч. Теофилос, «друг Божий»], лицо, которому адресованы -> Евангелие от Луки (II,4) и -> Деяния Апостолов (I,2). В Лк 1:3 Лука обращается к нему, называя его офиц. титул [греч. кратистос], а в Деян 1:1 — уже без титула. Из этого исследователи делали вывод, что в период между составлением Евангелия и Деяний Ф. стал христианином.

Ферезеи
в Быт 13:7; Быт 15:20; Исх 3:8; Исх 23:23; Исх 33:2; Исх 34:11; Втор 7:1; Втор 20:17; Нав 3:10; Нав 9:1 и др. названы среди самых древних жителей Ханаана, но неизвестно, какой именно народ подразумевается под этим названием. В Быт 10:1, где говорится о потомстве сыновей Ноевых, о происхождении Ф. ничего не сказано. Некоторые исследователи не считают слово «Ф.» обозначением некоего народа, а переводят его как «деревенские жители». Ко времени покорения Ханаана израильтянами Ф. жили «на горе» (Нав 11:3), а именно в области, которая позднее была выделена колену Ефрема и полуколену Манассии (Нав 17:15), но и колену Иуды тоже приходилось бороться с Ф. (Суд 1:4 и след.). Во времена судей израильтяне жили среди хананеев, хеттеев (хеттов), аморреев, Ф., евеев и иевусеев, вступали с ними в смешанные браки, причем перенимали и культы их богов (Суд 3:5 и след.). Остаток Ф. Соломон превратил в оброчных работников (3Цар 9:20 и след.).

Феруда (Ферида)
[евр. Перуда, «единственный»], раб Соломона, потомки к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:55; Неем 7:57).

Фесвитянин,
прозвище пр. Илии, происходящее от названия его родного города Фесвы (3Цар 17:1; 4Цар 9:36). Название этого города (с перестановкой слогов) сохранилось в совр. араб. геогр. названии — Эль-Истиб (чаще именуемом Лисдибом) на вост. берегу р. Иордан, в 1 км сев.-зап. горы Мар-Элиас (930 м над уровнем моря) и прим. в 5 км сев.-зап. Аджлуна.

Фессалоника
(ныне Салоники), крупный торг. город на пути, называемом Виа Эгнация (см. цвет. вклейку 64), адм. центр второго из четырёх районов Македонии. Македонский царь Кассандр, один из преемников Александра Македонского, сделал селение, первонач. принадлежавшее ионийским племенам, своей резиденцией и назвал его в честь своей жены Фессалоники, сестры Александра. Свой наивысший расцвет город переживал в рим. эпоху. Во времена, когда его посетил Павел, он насчитывал прим. 100 тыс. жителей, среди которых было много евреев. Во главе гор. управления стояли два «политарха» (в Синод. пер. — «городские начальники», Деян 17:6,8), этот титул встречается в надписи, сохранившейся на одной из древних арок. Павел начал свою деят-сть в Ф. в синагоге (ст. 1 и след.); уверовавшие иудеи и греки образовали в городе церковь, в к-рую вошли, вероятно, большей частью обратившиеся язычники-эллины (ст. 4). Во время пребывания в Ф. Павел получал поддержку от филиппийских верующих (Флп 4:16). Но поскольку иудеи вскоре подняли волнения, ему пришлось покинуть город, чтобы спасти тех, кто оказал ему гостеприимство (Деян 17:5-10). Членам преследуемой и искушаемой молодой церкви Павел направил впоследствии два послания (-> Послания к фессалоникийцам). Из Ф. происходили и два его сотрудника, Аристарх и Секунд (Деян 20:4; Деян 27:2).

Фест
(«праздничный», «торжественный»). В 60 г. по Р.Х. имп. Нерон назначил Порция Феста преемником прокуратора Иудеи Феликса. В 62 г., после непродолжительного управления Иудеей, Ф. умер. Во время его правления в стране царила та же полит. смута, что и при Феликсе; как правитель он был лучше своего предшественника, хотя, как и тот, считал, что выступления евр. повстанцев следует топить в крови. Сразу после вступления в должность Ф. возобновил отложенный Феликсом судебный процесс над ап. Павлом. Первое рассмотрение прошло безрезультатно: обвинители не смогли представить никаких доказательств вины апостола. Желая доставить удовольствие иудеям, Фест предложил продолжить рассмотрение дела в Иерусалиме, но Павел потребовал суда императора (Деян 25:1-12). Вскоре в Кесарию прибыли Ирод Агриппа II и Вереника, чтобы поздравить Ф. с высоким назначением. Ф. изложил им дело Павла, т.к. точно не знал, каким должно быть содержание сопроводительного послания к императору. Апостолу была предоставлена еще одна возможность выступить в свою защиту. В лице Агриппы он нашел сведущего слушателя, тогда как Ф. расценил его речь как слишком ученую и вычурную. Оба все же сошлись во мнении, что Павел невиновен. Так как апостол требовал суда императора, Ф. отправил его в Pим (Деян 25:13Деян 27:1).

Фиатира,
город в Лидии, сев. Сард (Сардиса) и вост. Пергама (см. карту на стр. 677), вблизи границы с Мисией, совр. Акхисар, в 80 км от Измира (Смирны). Ф. была торг. и пром. городом, славилась своими красильнями (ср. Деян 16:14). Церкви в Фиатире адресовано одно из посланий Откровения (Откр 1:11; Откр 2:18,24).

Фива,
христианка из Кенхрей, диаконисса (-> Служитель, IV) находившейся там церкви. Она передала Послание к Римлянам адресатам (Рим 16:1 и след.).

Фигелл
[«беженец» или (от лат. фигулюс) «горшечник»], христианин из Малой Азии, который оставил Павла (2Тим 1:15).

Фидал
[евр. Тидал], один из союзников -> Кедорлаомера (Быт 14:1,9), царь «язычников» [евр. гойим]. Ни о нем, ни о его земле других данных в Библии нет. Известно лишь о некоей «земле Гой» в сев.-вост. части Вавилонии, а также о царстве Гутиум, которое находилось на Верхнем Забе (см. карту на стр. 58); имя Тутхалияс встречается как цар. у хеттов, древнейший из известных носителей этого имени правил в XVII в. до Р.Х.

Фиква
[евр. Тиква, «ожидание», «надежда»]:
1) отец Яхзеии (Езд 10:15);
2) -> Тавкегаф.

Филадельфия
(«братская любовь»), город в Малой Азии, располож. в 120 км вост. Смирны, сев. гор Тмола, на пути из Сард в Колоссы (Откр 3:7-13). Город назван по имени основателя Аттала II Филадельфа, царя Пергама (159-138 гг. до Р.Х.). Совр. Алашехир. См. карту на стр. 677 и цвет. вклейку 64:

Филимон,
христианин из Колосс (Флм 1:1 и след.), адресат -> Послания к Филимону.

Филин
-> Сова, филин.

Филипп
(«любитель лошадей»):
1) сын -> Ирода Великого и Мариамны, первый муж -> Иродиады (Мф 14:3; Мк 6:17; Лк 3:19) и отец -> Саломии (2). Жена Ф. покинула его, т.к. он не отвечал ее честолюбивым устремлениям, и вышла замуж за сводного брата Ф. -> Ирода Антипу, страстно в нее влюбленного;
2) сын Ирода Великого и Клеопатры, четвертовластник (тетрарх). Вместе со сводными братьями Архелаем и Иродом Антипой Ф. воспитывался в Риме. При разделе царства после смерти отца он унаследовал Батанею, Трахонитскую область и Авранитиду — области, лежащие сев.-вост. Геннисаретского озера и юж. Дамаска. Позднее Тиберий добавил к владениям Ф. Итурею. В Лк 3:1 Ф. назван властителем этих областей. Он управлял ими с 4 по 34 гг. по Р.Х. Женой Ф. была Саломия, дочь Иродиады (от первого брака с его сводным братом, тоже Филиппом). Ф. расширил город Панею у истока Иордана и в честь имп. (кесаря) Тиберия переименовал его в Кесарию; впоследствии этот город стали называть Кесарией Филипповой (Мф 16:13), чтобы отличить его от Кесарии, располож. на морском побережье. Кр. того, Ф. повысил статус селения Вифсаиды до города, который в честь дочери Августа и жены Тиберия был назван Ливией. Бесспорно, Ф. был лучшим правителем из своего рода, он правил гуманно и справедливо, проявляя подлинную заботу о своих подданных. Период его правления был продолжит. и мирным. У Ф. не было наследников, и поэтому после его смерти его царство было объединено с провинцией Сирией. В 37 г. имп. Калигула передал бывшие владения Ф. -> Ироду Агриппе I. См. карту на стр. 416;
3) ап. Ф., который, так же как Петр и Андрей, был родом из Вифсаиды (Ин 1:43-45). Иисус призвал его в ученики в Иудее. Ф. привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея) (ст. 46). Известны лишь некоторые обстоят-ва жизни Ф. Иисус испытывал его вопросом перед тем, как совершить первое чудо насыщения народа (Ин 6:5-7). К Ф. обращались говорившие по-гречески иудеи, которые хотели видеть Иисуса (Ин 12:20 и след.). В Ин 14:8-10 сообщается, что Ф. не понял слов Иисуса и попросил Его показать ученикам Отца. Имя Ф. встречается во всех списках апостолов, причем, за искл. Деян 1:13, оно стоит рядом с именем Варфоломея, т.е. Нафанаила (Мф 10:3; Мк 3:18; Лк 6:14);
4) благовестник Ф., один из семи диаконов (-> Должность -> Служение), или попечителей о столах (Деян 6:5; Деян 21:8), в Иерусалимской церкви. После начала гонений, последовавших за смертью Стефана, он благовествовал за пределами Иерусалима. Ф. проповедовал в Самарии, где ему пришлось столкнуться с волхвом Симоном, затем помог прийти к вере эфиоп. евнуху. После крещения евнуха Ф. благовествовал во время своего путешествия из Азота в Кесарию (Деян 8). Он жил в Кесарии, когда Павел в конце своего третьего миссионерского путешествия прибыл туда. Четыре дочери Ф. были пророчицами (Деян 21:8 и след.).

Филиппы,
самый влият. в полит. отношении город в вост. части Македонии (Деян 16:12), который был расположен прим. в 15 км сев.-зап. порт. города -> Неаполя. В 42 г. до Р.Х. Марк Антоний и Октавиан одержали при Ф. победу над сторонниками рим. республики, убийцами Цезаря Брутом и Кассием; в память об этом Август возвысил этот город до статуса -> колонии. Наряду с рим. ветеранами и греч. поселенцами в Ф. проживало некоторое число евреев, у которых, однако, не было синагоги, а был только молитв. дом (ст. 13). Здесь Павел и Лука проповедовали Евангелие, и здесь возникла первая в Европе церковь (Деян 16:12 и след.). -> Послание к Филиппийцам. См. цвет. вклейку 64:

Филистимляне
упоминаются уже в перечислении народов в Быт 10:13 : «От Мицраима произошли… Каслухим, откуда вышли филистимляне» (ст. 13 и след.). Из Втор 2:23; Иер 47:4; Ам 9:7 можно понять, что Ф. происходили с о-ва -> Кафтор (Крит); об их дальнейших переселениях точных данных нет. Каслухим (в евр. яз. — ф-ма мн.ч.) — это, вероятно, жители области у горы Касиос, располож. вост. дельты Нила. Часть Ф. сначала переселилась туда с Крита вместе с теми «народами моря», которые в XII в. до Р.Х. совершили нападение на Египет. Позднее они достигли юж. границ Ханаана, пройдя через область у горы Касиос. Др. часть Ф. переселилась в Палестину непосредств. с о-ва Крит. Обе группы слились там с Ф., издавна жившими в Палестине, на земле, которая хранит предания о них со времен Авраама и Исаака (Быт 21:32,34; Быт 26:1; Исх 13:17; Исх 15:14; Исх 23:31).

А.Нордзей дает ответ на вопрос, почему егип. надписи до 1200 г. до Р.Х. не содержат сведений о Ф. Он полагает, что сначала Ф. оставались верны египтянам, покорившим Ханаан, поэтому при перечислении одержанных побед они по понятным причинам не упоминались. В пользу версии Нордзея говорят результаты раскопок, прежде всего в Гераре. Там были найдены сосуды, относящиеся к 2000-1500 гг. до Р.Х., аналогичные тем, что встречаются в слоях более позднего периода у Ф. Создается впечатление, что Ф., которые издавна селились в прибрежных областях Ханаана юж. Яффы, ок. 1200 г. до Р.Х. слились с родств. племенами. К ним, вероятно, относились пурасати, или пуласати (название которых соответствует обозначению Ф.), упоминаемые Рамсесом III (1195-1164 гг.) среди тех «народов моря», что угрожали в это время Египту. Критское происхождение Ф. подтверждается и тем, что Крит соответствует той области (или ее части), к-рую егип. тексты обозначают как «землю Кефто». В одном из егип. док-тов встречается имя -> Анхус, которое в Библии носит царь Гефа. Кр. того, на одном из егип. рельефов времен Рамсеса III пленные воины «народов моря» изображены в украш. перьями головных уборах, какие носили древние жители Крита. В 1Цар 30:14 говорится о Керети (Крите), в то время как в ст. 16 упоминается «земля Филистимская». (Ср. Иез 25:16; Соф 2:5, где критяне также отождествляются с Ф.) Под -> хелефеями и -> фелефеями, телохранителями Давида, следует понимать критян и Ф. В.Гельдерен высказал предположение, что хелефеи, в отличие от других Ф., были потомками древнейших жителей Крита. Со временем это различие сгладилось.

Уже упоминавшиеся сосуды из Герара также указывают на критское происхождение Ф. У Ф. было пять главных городов: Газа, Ашкелон (Аскалон), Ашдод (Азот), Экрон (Екрон, Аккарон) и Геф, каждый из которых имел своего правителя (Нав 13:3). Эти «владельцы Филистимские» поддерживали связи между собой и принимали совместные решения по важнейшим вопросам (Суд 16:5,23,27; 1Цар 5:8,11), так что Ф. выступали по отношению к внешнему окружению как сильная и сплоченная группировка. Среди этих удельных князей, по крайней мере во времена Давида, особое положение, очевидно, занимал царь Гефа. В ВЗ Ф. выступают как враги израильтян, многократно превосходящие их в силе и нанесшие им несколько поражений. Полученные в ходе раскопок данные позволяют предположить, что ок. 1050 г. до Р.Х. Ф. разрушили города Силом, Беф-Цур и Дебир (Давир). В битве при Афеке, во времена Илия, они даже захватили ковчег завета (1Цар 4). Хотя Самуил и добился в то время убедит. победы над Ф. (гл. 7), постоянная угроза с их стороны подогревала желание израильтян иметь своего царя (гл. 8). Согл. 1Цар 13:3 (ср. 1Цар 10:5), во времена Саула в Гиве Сауловой находился филистим. охранный отряд (ср. 1Цар 10:5). Саул некоторое время успешно действовал против Ф., чему особенно способствовала победа Давида над Голиафом (гл. 17), однако после гибели Саула в сражении на горе Гелвуй (гл. 31) израильтяне оказались зависимыми от них. И только позднее Давиду удалось окончательно разбить Ф. и освободить Израиль. При Соломоне Ф. сохранили покорность. После разделения Израильского царства произошли сражения между Ф. и Северным царством, был осажден Гавафон (3Цар 15:27; 3Цар 16:15). Иуд царь Иосафат взимал с Ф. дань (2Пар 17:11). При Иораме Ф. грабили Иудею и Иерусалим (2Пар 21:16 и след.), при Озии они терпели поражения от израильтян (2Пар 26:6 и след.). При Ахазе Иудея страдала от набегов Ф. на города, располож. на равнине и на юге, причем некоторые из этих городов Ф. избрали местом своего поселения (2Пар 28:18). Езекия одержал победу над Ф. (4Цар 18:8). Ф. упоминаются и в ассир. надписях, напр. в надписях Синаххериба (библ. Сеннахирима). Ф. тоже пришлось испытать на себе ассир., вавил., а затем и перс. господство, поскольку в сравнении с этими народами они, как и израильтяне, оставались лишь одним из малых народов. Среди божеств Ф. самое важное место занимал Дагон, известен также Баал-Зебуб (-> Веельзевул), почитавшийся в Екроне. За враждебность к Божьему народу Ф. вновь и вновь постигали предсказ. пророками наказания (см. Ис 11:14; Иер 25:20; Иер 47:1; Иез 25:15-17; Ам 1:6-8; Соф 2:4-7). Однако в Библии есть предсказание и о том, что в конечном итоге Ф. познают истинного Бога (Зах 9:5-7).

Филистимская земля,
область на побережье Ханаана, между Иоппией и Газой, славящаяся своими плодород. землями и принадлежавшая -> филистимлянам (Пс 59:10).

Филит
(«возлюбленный»), противник Павла (2Тим 2:17,18), распространял ложное учение о том, что «воскресение уже было».

Филолог
(«любитель слова» или «ученый», «красноречивый»), христианин из Рима (Рим 16:15).

Филон
[евр. Тилон], сын Симеона из колена Иуды (1Пар 4:20).

Философия
Ап. Павел принадлежал к числу наиб. образованных людей своего времени и был сведущ в области Ф. и лит-ры (-> Поэты). Предостерегая колоссян от увлечения Ф. (Кол 2:8), он, видимо, имеет в виду не классич. Ф., а гностицизм — религиозно-философское течение, зародившееся в I в. по Р.Х. В гностицизме эклектически соединились греч. (философия стоиков и философия Платона) и вост. философии, а также христ. идеи. Основа гностицизма — спасение человека через гносис («познание»). Гностики считали, что из незримого рождается видимое, а из благого Бога — злой Бог (Демиург). История мира представлялась им страшной драмой, эпилогом к-рой стало пленение души материей. Для освобождения души из этого плена сквозь сферы спускается Искупитель, Который, приняв материальную форму, уводит к Богу сливающиеся с Ним в единое целое и жаждущие спасения светлые души. Проникновение гностич. идей в христ. учение привело к возникновению опасных заблуждений. Спасение стали связывать лишь с добротой (светлой душой) самого человека. Гностики отрицали и то, что Христос был связан с бренной материей, т.е. что Он обладал человеч. телом (-> Антихрист I,1 -> Познание, познавать I,3) -> Стоики -> Эпикурейцы. См. также цвет. вклейку 9:

Фимна (Фамна, Фимнафа)
[евр. Тимна]:
1) наложница Елифаза, сына Исава, и мать Амалика (Быт 36:12). В 1Пар 1:36 имя Ф. упомянуто среди детей Елифаза;
2) эдом. старейшина (Быт 36:40; 1Пар 1:51);
3) сестра Лотана, хоррейского старейшины (Быт 36:22; 1Пар 1:39). возможно, она тождественна Ф. (1);
4) город на границе между уделами Иуды (Нав 15:10) и Дана (Нав 19:43; Суд 14:1,2,5), во времена Ахаза завоев. филистимлянами (2Пар 28:18). Совр. Хирбет-Тибне (новоевр. Хирбет-Тимна), в 4 км юго-зап. Бет-Шемеша;
5) город вблизи Одоллама (Быт 38:12,14), в Иудейских горах (Нав 15:57). Совр. Тибна, находящаяся в 6 км вост. Бейт-Неттифа (Таппуаха, 1) и в 3 км сев.-зап. Эд-Джебы (Гивы, 4).

Фимнафа
-> Фимна (Фамна, Фимнафа), 4:

Фимни
[евр. Тэмни, «счастье»], сын Ахшура, еврея из колена Иуды, и его жены Наары (1Пар 4:6).

Финеес
[евр. Пинхас, возможно, от егип. «негр»]:
1) сын Елеазара и внук Аарона (Исх 6:25). Ф. оставался ревнителем Господа, когда израильтяне предались служению Ваал-Фегору (Чис 25:1; Пс 105:30 и след.). Он сопровождал войско на войну с мадианитянами (Чис 31:6) и впоследствии унаследовал от отца чин первосвященника (Нав 22:13; Нав 24:33; Суд 20:28). В 1Пар 9:20 Ф. назван начальником привратников;
2) младший сын священника Илия и брат -> Офни, был убит филистимлянами (1Цар 1:3; 1Цар 2:34; 1Цар 4:11). Жена Ф., потрясенная известием о смерти мужа и свекра, умерла при родах (ст. 19-22).

Финик
(«пальма» или «пурпур»), пристань на юж. побережье Крита (Деян 27:12), где должен был зимовать корабль, на к-ром Павел плыл в Рим Корабль в пути был застигнут штормом и не смог пришвартоваться к берегу (ст. 14 и след.). Совр. название — Порто-Лутро. См. карту на стр. 688:

Финикия, финикийцы

I. Финикия — страна на побережье Средиземного моря, расп. сев. Кармила, между горами Ливана и Средиземным морем. Эта небольшая страна имела ряд важных порт. городов: -> Акко, -> Ахзив, -> Тир (см. цвет. вклейку 65), Царaат (-> Сарепта), -> Сидон, Берит (Бейрут), Библ (см. цвет. вклейку 65, -> Гевал), Триполис, -> Арвад и Угарит (-> Рас-Шамра). Название «Ф.» (Деян 11:19; Деян 15:3; Деян 21:2) происходит, вероятно, от греч. фойнос — «багряный»: так греки называли эту землю и ее народ по главному предмету торговли (-> пурпуру). В Мк 7:26 говорится о «сирофиникиянах», чтобы т.о. отличить их от жителей финик. областей в Северной Африке (африк. финикийцев римляне называли «пунами»).

II. Для жителей Ф., финикийцев, в Библии нет собират. названия. Как потомки Ханаана, они именуются «хананеями» (Быт 10:19; Иов 40:25; Ос 12:7) или названы по их главнейшим городам, прежде всего Сидону (Суд 3:3; Суд 10:6; 3Цар 5:6; Иез 27:8) и Тиру (Пс 82:8; Пс 86:4). Предками финикийцев в Библии названы Ханаан и Хам (Быт 10:6,15). Если судить по названиям прибрежных городов, то можно предположить, что первонач. они были заселены народом несемит. происхождения. След., семит. окраску финик. культура и религия (-> Ваал -> Астарта -> Хананеи, хананеяне -> Фаммуз) приобрели в результате последующего смешения с семит. племенами.

III. Прибрежное положение финик. городов способствовало развитию торговли. Установлено, что уже во II тысячел. до Р.Х. существовали торг. связи между финик. городами и Египтом. Период наивысшего подъема торговли финикийцев начался ок. 1200 г. до Р.Х., когда внутр. области Палестины были заняты израильтянами, а Сирии — арамеями. (См. цвет. вклейку 66:)

Отдельные финик. города превратились в самостоят. города-государства, их взаимоотношения строились на основе союзничества или же определялись зависимостью меньших городов от более сильных соседей. В ранний период главную роль играл Сидон, позднее его место занял Тир. Располож. на прибрежных островах (Тир, Арвад), города являлись торгово-экономич. центрами, служили складами товаров и перевалочными пунктами. Финик. города готовы были скорее платить дань материковым гос-вам, при условии, что те не будут мешать их торговле, чем вести долгие войны за независимость. В поисках дешевого сырья и новых рынков сбыта финикийцы плавали по всему Средиземному морю, доходили до Атлантического побережья Испании и даже — до британских островов, откуда везли олово. Их опорные пункты (-> Фарсис) находились в Испании (Тартесс), в Сицилии, на Сардинии и Корсике; но наиб. значение приобрели сев.-африк. колонии, и прежде всего Карфаген, опаснейший противник Рима. Финик. флот, посланный фараоном Нехо (-> Нехао), совершил плавание вокруг Африки. Красочная картина, дающая представление о размахе и многообразии финик. торговли, дана в Иез 27:1: От финикийцев греки получили знания о производстве стекла (см. цвет. вклейку 28) и переняли -> алфавит. Предсказания пророков о грядущем суде над Тиром (Ис 23:1; Иез 26-28) сбылись, когда после периода перс. господства Александр Македонский завоевал и разрушил этот город. Однако вскоре Т. был восстановлен. Тяжелым ударом для финик. торговли впоследствии стало падение и окончат. разрушение Карфагена. В рим. эпоху Ф. входила в провинцию Сирию, финик. область в то время включала в себя и Дор (см. цвет. вклейки 86; 93).

IV. В результате того, что внешняя политика финикийцев была ориентирована преимущ. на запад, их отношения с Израилем носили эпизодич. характер, а тер. Ф. находилась вне сферы влияния израильтян. Во времена -> Давида и -> Соломона тирский царь -> Хирам оказывал Израилю эконом. помощь и предоставлял финик. мастеров для строит-ва флота и мореходов для его эксплуатации. Женитьба -> Ахава на -> Иезавели, дочери сидонского царя -> Ефваала, имела важное полит. значение и оказала пагубное влияние на израил. религию. В Дeян Ф. упоминается как земля, через к-рую проходили странники, путь которых лежал от Иерусалима до Антиохии (Деян 11:19; Деян 15:3). Для Илии (3Цар 17:9), как и для Иисуса (Мф 15:21), эта область, лежавшая за пределами Израиля, была местом, куда они время от времени уходили в поисках уединения для размышлений и молитвы.

Фирам
[евр. Пирам, возможно, «зебра» или «дикий осел»], царь Иармуфа (Ханаан), побежденный Иисусом Навином (Нав 10:3,23).

Фирас
[евр. Тирас], сын Иафета (Быт 10:2; 1Пар 1:5) и его потомки. возможно, тирсены (тиррены), одно из пеласгских племен, которое промышляло морским разбоем в Эгейском море, или этруски, которых греки также называли тирсенами (тирренами). Среди «народов моря», которые в XII в. до Р.Х. вторглись в -> Египет (IV,3), упоминается народ под названием «туруша», который связывают с тирренами (этрусками).

Фирия
[евр. Тирья], сын Иегаллелела из колена Иуды (1Пар 4:16).

Фирхана
[евр. Тирхана], израильтянин из колена Иуды, сын Халева и его наложницы Маахи (1Пар 2:48).

Фирца
[евр. Тирца, от евр. «иметь склонность», «быть дружески расположенным к кому-либо»]:
1) дочь Салпаада (Чис 26:33; Чис 27:1; Нав 17:3);
2) ханаан. город-гос-во (Нав 12:24) и резиденция израил. царей (3Цар 14:17; 3Цар 15:21,33; 3Цар 16:8,23) от Иеровоама I до Амврия, построившего -> Самарию. Ф. славилась своей красотой (Песн 6:4). Этот город, по-видимому, и в дальнейшем не утратил своего значения (см. 4Цар 15:14,16). Судя по раскопкам, на месте Ф. сегодня находится холм Телль-эль-Фарах, располож. в 10 км сев.-вост. Наблуса (Сихема) (см. карты на стр. 386; 388). Археол. находки подтверждают, что место пребывания царей было перенесено отсюда в IX в. до Р.Х.

Фисон,
река в раю, обтекавшая землю -> Хавила (Быт 2:11). Вопрос о том, какая именно река подразумевается под этим названием, остается нерешенным, несмотря на многочисл. версии.

Фиспа
[евр. Писпа], израильтянин из колена Асира, сын Иефера (1Пар 7:38).

Фихолл
[евр. Пихал, возм. «ликиец»], военачальник филистим. царя в Гераре (Быт 21:22; Быт 26:26). возможно, в данном случае, как и в случае с -> Авимелехом (I), подразумевается титул, а не имя собств.

Фициянин,
прозвище одного из храбрых у Давида (1Пар 11:45), вероятно, по названию какой-то неизвестной нам местности.

Флегонт
(«горящий», «сияющий»), христианин из Рима, к-рого Павел приветствует в одном из своих посланий (Рим 16:14).

Фогарма
[евр. Тогарма], внук Иафета (Быт 10:3), а также его потомки (Иез 27:14); земля Ф. располагалась сев. Палестины (Иез 38:6). В тексте на одной из хеттских глиняных табличек упоминается Тегарама на окраине царства Хетта в Малой Азии, возможно, это совр. Гюрюн, находящийся прим. в 200 км сев.-зап. Каркемиша. Вероятно, Тегараму можно отождествить с Тилгаримму в Каппадокии, упоминаемым в клинописных источниках.

Фой
[евр. Тоу], царь Имафа во времена Давида (2Цар 8:9-11; 1Пар 18:9,10), противник Адраазара.

Фокен
(«установленная мера», «количество»), город в уделе Симеона (1Пар 4:32), его точное местонахождение неизвестно.

Фола
[евр. Тола, возможно, «червь»]:
1) сын Иссахара; его потомки образовали один из родов колена Иссахара (Быт 46:13; Чис 26:23; 1Пар 7:1);
2) сын Фуи из колена Иссахара. В течение 23 лет он был -> судьей Израиля. Ф. жил и умер в Шамире и там же был погребен (Суд 10:1,2).

Фолад
-> Елтолад (Елфолад, Фолад).

Фома
[арам. Тома], ученик Иисуса, чье греч. прозвище Дидимус, как и арам. имя Ф., переводится как «близнец». Ф принадлежит к тем ученикам, которые в Евангелии не выдвигаются на первый план, только Ев. от Иоанна сообщает о нем некоторые сведения. Ф. проявлял готовность умереть вместе с Иисусом (Ин 11:16). Но слов Иисуса о том, что Он идет приготовить место ученикам, Ф. не понял (Ин 14:5). Ф. отсутствовал, когда Иисус впервые после Своего воскресения явился ученикам, и он отказывался поверить в воскресение Учителя, пока собств. пальцами не ощупает раны от гвоздей (Ин 20:24,25). Когда Господь вновь явился ученикам, Ф. признал Его, сказав: «Господь мой и Бог мой» (ст. 26-29). Затем в НЗ он упоминается среди учеников, присутствоваших при чудесном лове рыбы (Ин 21:2) и в горнице в Иерусалиме (Деян 1:13). Существует также большое апокрифич. сочинение о Ф., в к-ром рассказывается о его деяниях, в т.ч. о сотвор. им чудесах. Может соответствовать истине сообщение о том, что Ф. был апостолом Сирии. -> Сомнение, сомневаться.

Фортунат
(«счастливый»), христианин из Коринфа, посланный вместе со Стефаном и Ахаиком к Павлу в Эфес, чтобы обсудить с апостолом дела коринфской общины (1Кор 16:17 и след.).

Фригия,
местность на востоке рим. провинции -> Асии (Деян 2:10; Деян 16:6; Деян 18:23). На юге Ф. находились города Колоссы, Лаодикия и Иераполь. См. карту на стр. 36:

Фрукты

I. В Библии упоминаются фруктовые деревья и кустарники: яблоня (-> Яблоко, яблоня), финиковая пальма (-> Финик), -> смоковница, -> маслина, миндаль (-> Миндальное дерево), -> гранаты, шелковица (-> Сикомор, сикоморовое дерево), -> орех, а также -> виноград. Плоды фруктовых деревьев израильтянам разрешалось есть начиная лишь с пятого года после начала плодоношения (Лев 19:23-25; ср. -> Первородство, первородный, II,3 -> Дерево, II).

II. В видении Амоса (Ам 8:1,2), где фигурирует корзина со спелыми плодами, использована игра слов, основанная на сходстве евр. слов кайиц («фрукты») и кец («конец»).

Фуа
[евр. Пуа, «блеск»]:
1) сын Иссахара (1Пар 7:1). В Быт 46:13 он назван Фувой;
2) сын Дода, отец Фолы, судьи Израиля из колена Иссахара (Суд 10:1);
3) одна из двух повивальных бабок, которые, вопреки приказу фараона, оставляли в живых новорожд. евр. мальчиков (Исх 1:15-22).

Фува
[евр. Пувва, возможно, «краснота», «румянец»], сын Иссахара (Быт 46:13). Его потомки образовали один из родов колена Иссахара (Чис 26:23). В 1Пар 7:1 он назван Фуей.

Фувал (Тубала)
[евр. Тувал], сын Иафета, а также его потомки (Быт 10:2; 1Пар 1:5; Ис 66:19; Иез 27:13; Иез 32:26; Иез 38:2,3; Иез 39:1). В ассир. надписях XII и IX вв. до Р.Х. упоминается «земля Табал», граничащая с Мушки (-> Мешех), в юго-вост. части Малой Азии, зап. Ассирии. Позже Геродот указывает местонахождение Тибарены и Мосхи — далее на север, в горах, располож. юго-вост. Черного моря.

Фул
[евр. Пул]. В 4Цар 15:19 и 1Пар 5:26 ассир. царь -> Тиглатпаласар III назван Ф. возможно, это его первонач. имя, которое он за два года до своего первого вторжения в Израиль (743 г. до Р.Х.) сменил на имя своего знаменитого предшественника, ассир. царя Тиглатпаласара I. Имя Ф. Тиглатпаласар носил и как царь Вавилона. возможно, тем самым он стремился выразить уважение к вавилонянам, чья гордость была уязвлена необходимостью повиноваться иноземцу.

Фунт
-> Меры длины, площади, объема и веса (III) -> Деньги.

Фура
[евр. Пура], слуга Гедеона, по-видимому, его оруженосец (Суд 7:10 и след.).

Фут
[евр. Пут]:
1) третий сын Хама (Быт 10:6; 1Пар 1:8);
2) воины (в Синод. пер. — «копты»), которые вместе с ливийцами, египтянами и эфиопами не смогли защитить Но-Аммон (Фивы) от ассирийцев (Наум 3:8 и след.);
3) как название местности, слово Пут встречается в Иер 46:9; Иез 30:5 (в Синод. пер. соотв. «ливияне» и «Ливия»). Жители этой области выступают в Библии как союзники Египта. Вероятно, Пут следует искать в Африке, но его точное местонахождение неизвестно. Некоторые исследователи пытаются отождествить пут с названием Пв(н)т (Вост. Судан ?), встречающимся в егип. текстах. Однако более вероятно, что Тир обратился за помощью к ливийским, а не вост.-суданским войскам; в этом случае слово пут могло быть образовано от егип. пдти — «чужой лучник», тем более, что ливийцы славились стрельбой из лука;
4) в Септуагинте название «Пут» присутствует в Ис 66:19, в то время как в МТ в этом месте стоит слово «Пул». Речь идет о неизвестном народе или неизвестной местности.

Футиил
[евр. Путиэл, «Богом данный»], тесть Елеазара, сына Аарона (Исх 6:25).

Футияне,
потомки некоего Фута, одно из племен, населявших Кириаф-Иарим (1Пар 2:53).