“Ц” (библейская энциклопедия)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш/Щ Э Ю Я

Цаан,
город в Шефеле, уделе Иуды (Мих 1:11); в Нав 15:37 назв. Ценаном, совр. Ирак-эль-Хараба, лежащий в 6 км сев.-зап. Лахиша. См. карту на стр. 471:

Цаир
(«малый», «молодой», «ничтожный»), город, где иуд. царь Иорам разбил -> эдомитян (4Цар 8:21). В тексте не говорится о том, находился ли этот город в юж. части удела Иуды, или в Эдоме. Некоторые ученые предполагают, что он мог находиться на месте Рас-эс-Зуверы (новоевр. Рош-Зохар), в 37 км вост. Беэр-Шевы, в 12,5 км от Мертвого моря, другие отождествляют его с -> Цигором.

Цалаф
(«куст кипера»), отец Хануна, современника Неемии (Неем 3:30).

Цалмон
(возможно, «свет», «сияние»), один из храбрых у Давида, -> ахохитянин (2Цар 23:28); в 1Пар 11:29 он назван Илаем.

Цананним,
город на границе удела Неффалима (Нав 19:33; Суд 4:11), вероятно, совр. Хан-эт-Туггар, прим. в 5 км сев.-вост. Фавора (см. карту на стр. 188).

Цапля
В списке нечистых животных евр. словом анафа (Лев 11:19 и Втор 14:18), вероятно, обозначена Ц. В озерных и болотистых областях Палестины, и прежде всего в районах Геннисаретского озера, Иордана и Кишона (библ. Киссон), распространены Ц. нескольких видов: рыжая Ц. (Ardea purpurea) с темным, пурпурно-красным оперением; серая Ц., встречающаяся и в Европе (А. cinera); желтая Ц. (А. ralloides) с длинным желто-красным хохолком; приземистая егип. Ц. (A. ibis), которая часто держится вблизи стад коров, т.к. питается преимущ. насекомыми; на прилегающих к Нилу тер. широко распространена малая белая Ц. (Egretta garzetta), а также кваква (Nycticorax nycticorax), такая же приземистая, как и егип. Ц., c коротким толстым клювом и тремя характерными белыми перьями на затылке.

Цареда (Цереда, Царера):
1) родной город израил. царя Иеровоама I (3Цар 11:26). Это название сохранилось в наименовании источника Айн-Середа, располож. недалеко от Хирбет-Балаты, в долине Дер-Баллут, в 4 км сев.-вост. Рентиса (-> Рама, 1). Но Хирбет-Балата, судя по обнаруж. при раскопках черепкам, не является древним поселением, поэтому существует предположение, что Ц. находилась на месте соседнего Дер-Рассане, в 7,5 км сев.-вост. Рентиса;
2) город Ц., упомянутый в Суд 7:22, возможно, следует отождествить с Цартаном;
3) в 2Пар 4:17 под Ц., вероятно, подразумевается -> Цартан.

Царера
-> Цареда.

Царица

I: 1) в Песн 6:8 и след. «царицами», в отличие от наложниц, названы жены царя, официально сочетавшиеся с ним браком;
2) в остальных местах Библии под Ц. следует понимать мать царя, которая занимала почетное место при дворе и носила титул гевира («повелительница») (3Цар 15:13; 4Цар 10:13; Иер 13:18; Иер 29:2). Это евр. слово употребляется и в более общем смысле, и тогда оно имеет значение «госпожа» (Быт 16:4-9; 4Цар 5:3; Пс 122:2; Притч 30:23; Ис 24:2). возможно, титул гевира обозначал мать царя как повелительницу гарема, а после смерти ее место и положение занимала старшая жена царя. В 3Цар 2:19 отражено то почтение, с которым царь относился к своей матери. За искл. матерей Иорама и Ахаза, матери всех иуд. царей названы Ц. Положение матери царя было прочным, в то время как каждая из цар. жен в любой момент могла лишиться своего цар. достоинства из-за немилости или новой женитьбы царя. Иезавель, женщина, которая оказала пагубное влияние на народ Израиля, названа государыней лишь за глаза и только после смерти Ахава (4Цар 10:13);
3) в тех случаях, когда упоминаются перс. (Неем 2:6; Есф 1:9; Есф 2:17) и егип. Ц. (3Цар 11:19), речь идет о старших женах властителей. -> Книга Есфирь;
4) единств. женщиной, самовластно правившей в Иудейском царстве, была -> Гофолия (4Цар 11:3). Из тех женщин, которые, подобно Гофолии, правили своей страной, Библия упоминает Ц. Савскую, правившую во времена Соломона (3Цар 10:1-13; Мф 12:42), и Ц. Кандакию (-> Хуш, Хус), жившую в эпоху НЗ (Деян 8:27);
5) в метафорич. значении «Ц.» назван город Вавилон (Ис 47:7, в Синод. пер. — «госпожа»; Откр 18:7); ср. -> Девица, дева.

Царская долина
[евр. Шаве, Быт 14:17; 2Цар 18:18], долина под Иерусалимом, лежащая, согл. Иосифу Флавию, в двух стадиях (370 м) сев. города. Но по другим данным (и это более вероятно), ее можно отождествить с областью Ха-Шаве (медный свиток из Кумрана) или с Беф-Со (Иосиф Флавий) в юго-зап. части города, у Ессенских ворот (см. план на стр. 376 No 16).

Царские гробницы
В книгах Царств сообщается, что царей Иудеи хоронили в граде Давида (-> Гробница), но книги Паралипоменон содержат о Ц.Г. более подробные сведения. Согл. 1 и 2Пар, Иорам, Иоас и Ахаз, в наказание за свои грехи, не были похоронены в собственно Ц.Г. (2Пар 21:20; 2Пар 24:25; 2Пар 28:27). -> Озия, болевший проказой, был похоронен в поле рядом с Ц.Г. (2Пар 26:23) и перезахоронен в новозаветное время. Во времена Езекии в Ц.Г., по-видимому, уже не осталось свободного места, поэтому он был похоронен «над гробницами сыновей Давидовых» (2Пар 32:33). Следующие цари, Манассия и Амон, также были похоронены в другом месте — в саду на тер. дворца (4Цар 21:18,26; 2Пар 33:20). Вероятно, здесь же был похоронен и Иосия (2Пар 35:24), последний иуд. царь, положенный в гробницу «в мире» (4Цар 22:20). Ц.Г. находились внутри града Давида, на холме в юго-вост. части Иерусалима; это место было известно еще во времена Неемии (Неем 3:16) и позже, в эпоху НЗ (Деян 2:29). Иоанн Гиркан и Ирод Великий похитили отсюда бесценные сокровища. Сегодня местоположение Ц.Г. неизвестно.

Царство
-> Царь -> Царство Божие.

Царство Божие

I. ПОНЯТИЕ

Слова, используемые в Библии для передачи понятия «царство» [евр. малхут; греч. басилейа], означают: «царская власть», «царское владычество». Слово «царство» имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю» (ср. Пс 144:13; Мф 25:34). В Ев. от Матфея чаще употребляется другое словосочетание — «Царство Небесное» (32 раза; «Царство Божие» — только в Мф 6:33; Мф 12:28; Мф 19:24; Мф 21:31, 43), но эти выражения синонимичны. Ц.Б. означает прежде всего неогранич. власть Господа над миром — над царством природы и Духа (Пс 102:19). Но помимо этого, подразумевается и нечто другое, а именно: господство Бога, Которому мы себя подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим. Иисус учит молиться о пришествии этого Царства, этой цар. власти Бога (Мф 6:10). Ц.Б. одноврем. пребывает в настоящем и в будущем. Природу его нельзя назвать ни чисто земной, ни чисто неземной, ни чисто духовной (1Пар 29:11); односторонняя трактовка привела бы к сужению этого библ. понятия.

II. БИБЛИЯ О ЦАРСТВЕ БОЖИЕМ

Ц.Б., отчасти проявляющееся в настоящем, во всей своей полноте придет в будущем. В ВЗ сообщается о зарождении Ц.Б., о том, что противостоит ему на земле, излагаются пророч. обетования, касающиеся этого Царства и его будущего. НЗ показывает Того, в Ком «Царство Божие» на земле проявляется воочию: Иисуса Христа. Где находится Христос, там и наступает Ц.Б. Но только со Вторым пришествием Иисуса в славе Ц.Б. обретет свое совершенство на земле:
1) ВЕТХОЗАВЕТНОЕ ВОЗВЕЩЕНИЕ ЦАРСТВА БОЖИЕГО И ЕГО ОЖИДАНИЕ. Говоря о ветхозаветной истории Ц.Б., прежде всего следует иметь в виду миссию -> Израиль (-> Пятикнижие Моисея, I,Б). Чтобы установить Свое Царство на земле, Бог избрал народ, которым стал особым образом руководить, чтобы через него всем остальным народам открылась Божья сущность (Исх 19:5,6). Чтобы вооружить Израиль для исполнения высокого поручения, Бог посылал ему Своих -> пророков, устами которых Он давал народу указания (Иер 7:25). Но народ Израиля сопротивлялся водит-ву Бога и препятствовал осуществлению Ц.Б. на земле (см. Неем 9:6-37). С резкими обличениями израильтян выступали пророки, возвещая суд над избранным Божьим народом. И наказание пришло. Палестина была завоевана врагами, а народ уведен в -> плен. Но Бог не отказался от Своего замысла. Предсказания пророков о грядущем Царстве, в к-ром свершатся Божьи замыслы, должны были исполниться. От Израиля исповедание Бога должно распространиться на все народы мира. Оружие, предназнач. для войн, будет перековано в орудия труда (Ис 2:2-4; Мих 4:1-5). Израиль станет благословением «посреди земли» (Ис 19:24). Это царство на земле установит Царь из рода Давида. Он будет «производить суд и правду на земле» (Ис 11:1,2; Иер 33:15). В то время как для земных царств характерно звериное начало (см. Дан 7), грядущее Ц.Б. исполнено человеч. черт. Его представляет «как-бы Сын человеческий» (Дан 7:13). Оно сменит все предшествующие земные царства и заступит на их место (Дан 2:44). В грядущем Ц.Б. жизнь будет подчинена новым установлениям, соотв. Божьей воле (Иер 31:33; Иез 36:25 и след.);
2) ЦАРСТВО БОЖИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Иоанн Креститель и Иисус объявляли, что Царство Божие «приблизилось» (Мф 3:2; Мф 4:17). Иоанн говорил, что это Царство установит Тот, Кто идет за ним. Вся проповедь Иисуса наполнена напряженным ожиданием: Ц.Б. уже на пороге, оно уже наступило в Иисусе, но о приходе Царства все же следует молиться (см. Мф 6:10; Мф 10:7; Мф 12:28). В Своих притчах (Мф 13) Иисус говорит о возрастании этого Царства; данный процесс будет завершен могуществ. вмешат-вом Бога (притча о неводе, ст. 47-50). Царь этого Царства — Сам Иисус, посланный Богом. Его Царство носит духовный характер, оно «не от мира сего» (Ин 18:36). Его нельзя установить человеч. усилиями и с помощью оружия (ст. 33-37). Тот, кто желает «увидеть» Ц.Б. и ждет его «пришествия», должен быть рожден «свыше», т.е. «от Духа» (Ин 3:1-8). Ц.Б. не может считаться принадлежностью только иудеев. Оно доступно каждому, кто находится в правильных отношениях с Богом (см. Мф 8:11). «Основным законом» цар. власти Бога по праву считается -> Нагорная проповедь, в к-рой перечислены основные правила, действующие в Царстве Божием. Жертв. смертью Иисуса, Его воскресением и вознесением созданы духовные предпосылки для того, чтобы древние обетования о Ц.Б. на земле и о миссии Израиля смогли осуществиться. Очевидно, именно этого ожидали ученики Иисуса перед Его вознесением: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян 1:6). Отвечая на этот вопрос, Воскресший не опроверг высказанное предположение, но сказал, что право устанавливать времена и сроки принадлежит одному лишь Отцу. Самим же ученикам довелось пережить событие, имевшее чрезвычайно важное значение в истории Ц.Б., когда апостолы «исполнились … Духа Святого» (Деян 2). С того дня, дня -> Пятидесятницы, Ц.Б. охватывает всех, кто верит во Христа, в великую, вселенскую -> Церковь Христову, которая представлена на земле поместными церквами, но не ограничивается ими. В Церкви, которая есть Тело Христово, воплощается Ц.Б. Внутри нее исчезают все нац., религ. и социальные различия (Гал 3:28). Поскольку Христос — поставленный Богом Царь Ц.Б., то это Царство по праву называется Царством Христа (2Пет 1:11). Верующий в Христа введен в Его Царство (Кол 1:13), где торжествуют «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14:17). Подданные этого Царства еще живут в мире (см. Ин 17:15), но они уже могут общаться с Богом; они сопричастны Небесному Царству (Флп 3:20; Кол 3:1-3);
3) ГРЯДУЩАЯ ПОЛНОТА ЦАРСТВА БОЖИЕГО. Присутствие Ц.Б. пока сокрыто от людей и познается только верой. Но со Вторым пришествием Господа Ц.Б. установится в силе и славе. Здесь следует различать два аспекта: а) грядущее Царство сначала будет земным; тогда сбудутся многие пророч. предсказания (напр., Ис 2:2-4; Ис 11:6-9; Зах 8:13,20-23). На основании Свящ. Писания можно говорить о -> тысячелетнем царстве (Откр 20:1-6). В этом сбудется предсказание о призвании Израиля. Иисус, придя на землю во второй раз, будет вершить суд над народами, решая, кто достоин «наследовать» Его Царство (Мф 25:31-46). Нельзя относить библ. высказывания о земном Царстве Христа только к духовной сфере, тем самым обесценивая их. Когда-то с неба будет объявлено: «Царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Откр 11:15); б) земное Царство Христа следует, однако, отличать от последнего совершенства всего сотворенного, когда Христос передаст Свою цар. власть в руки Отца, и всякая власть и сила окажутся упраздненными (1Кор 15:24). Тогда Ц.Б. достигнет своей полноты. Когда будут одолены все враги Божьи, и как последний из них — смерть (ст. 26), Иисус исполнит предназначение Своей цар. власти. -> Приход Царства Божиего на землю.

Царство Небесное
-> Царство Божие.

Цартан,
город в долине Иордана (Нав 3:16; 3Цар 4:12; 3Цар 7:46), в 2Пар 4:17 он назван Цередой. В Нав 3:16 говорится о разливе Иордана «до города Адама, который подле Цартана». По предположению Н.Глюка, Ц. находился на месте Телль-эс-Саидие, располож. на 18 км выше Адама (Эд-Дамие) по течению Иордана, юж. Вади-Куфринджи и в 1,5 км зап. Курейимы. По другим данным, Ц. располагался под Карн-Цартабе, на зап. берегу Иордана, напротив Адама (см. карты на стр. 408; 926).

Царь

I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

1) гос-во израильтян, в отличие от всех соседних гос-в, было теократическим. Ц. Израиля был Яхве (Втор 33:5; Пс 149:2; Ис 33:22; ср. 1Цар 8): Он давал народу Свои -> законы и установления (Исх 20:11 и след.), открывал Свою волю через -> урим и туммим и через Своих -> пророков (Втор 18:15 и след.). Моисей и Иисус Навин лишь представляли Бога, руководя народом не по собств., а по Его воле (Исх 3:10; Чис 27:18-20). После их смерти религ. и обществ. порядок нарушился: израильтяне стали поступать, исходя из собств. представлений о справедливости (Суд 17:6). Не смогли кардинально изменить к лучшему жизнь народа и -> судьи, вновь и вновь посылаемые Богом для освобождения израильтян, когда те взывали к Нему, оказавшись под чужеземным гнетом (Суд 2:16 и след.). Угроза Израилю, исходившая от -> филистимлян (ср. 1Цар 13:19-22), а также продажность сыновей Самуила послужили поводом к тому, чтобы народ потребовал себе Ц. и, т.о., отверг владычество Бога (1Цар 8). Господь удовлетворил требование народа, дав ему Ц. (ст. 7,22);
2) Ц. должен был стать наместником и заместителем Бога, водимым Св. Духом (1Цар 10:6; 3Цар 3:8 и след.). В Законе, даров. евр. народу еще до вступления в Ханаан, учитывалась возможность появления у израильтян Ц. (Втор 17:14-20), при этом особо подчеркивалась обязанность этого Ц. повиноваться Божьим заповедям. Несмотря на предостережения Самуила, первый израил. царь -> Саул не смог выполнить этого требования; непослушание Ц. привело к его свержению (1Цар 13:9-14; 1Цар 15:13-23). Преемник Саула -> Давид (XI), напротив, был и остался — несмотря на свои прегрешения — человеком по сердцу Божьему (1Цар 13:14; Деян 13:22). Господь даровал Давиду обетование о том, что цар. власть навсегда останется у его потомков (2Цар 7) и из его рода произойдет праведный владыка (-> Мессия -> Иисус Христос -> Имена Иисуса Христа, III,А) -> Царства Божиего (2Цар 23:1-5). Эта надежда продолжала жить и в те времена, когда иудейские Ц. становились все более безбожными, а государство в конце концов было уничтожено (587 г. до Р.Х.). Однако в течение столетий с образом Мессии стало связываться так много ложных (т.е. противоречащих Библии) представлений, что явление Иисуса, ставшее долгожданным исполнением обетования, уже не соответствовало ожиданиям Его современников, и поэтому Он натолкнулся на их неприятие;
3) стабильность Южного, Иудейского, царства контрастирует с частой сменой династий и отдельных правителей в Северном, Израильском, царстве. Хотя призвание Господом Иеровоама I (3Цар 11:29-39) стало возмездием за идолопоклонство Соломона (ст. 33), оно не коснулось обетования, данного Давиду (ст. 36). Условием обещанного Иеровоаму благословения было его личное послушание Богу (ст. 38), но он, как и все его преемники, оказался духовно несостоятельным (3Цар 12:26 и след.). С этого времени порядок передачи престола от отца к сыну все чаще нарушается в результате заговоров и цареубийств (3Цар 15:27; 3Цар 16:9 и след.; 4Цар 15:10,14,25,30). Вероятно, т.о. вершится Божий суд (3Цар 15:29 и след.; 16:11 и след.), но конкретное поручение такого рода Бог дал только Ииую (4Цар 9:1-13). Представляется, что в случае с Амврием и Фамнием (3Цар 16:16,21) имели место своего рода выборы, осуществленные народом по воле Господа; правивший позднее Менаим отличался жестокостью, бесчестными поступками и идолопоклонством (4Цар 15:16).

II. ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ И РЕЛИГИЯ

Для народа Божьего Ц. был Божьим -> помазанником (1Цар 10:1; 16; 3Цар 1:32-35). Помазание должно было свидет-вовать о том, что новый Ц. поставлен Богом и что он получил от Него соотв. дарования. Знаками цар. власти явл. венец и скипетр (Быт 49:10; 2Цар 1:10). Истинные пророки — Нафан (2Цар 12), Илия (3Цар 21), Михей, сын Иемвлая (3Цар 22:8 и след.), и др. — вновь и вновь предъявляли земным владыкам требования Господа. Лжепророки же льстили им, как это было, напр., в случае с Ахавом, к-рого они провоцировали на войну против Рамофа Галаадского (3Цар 22). Отношение неправедных Ц. к богослужению в Иерусалимском храме и к священству в решающей степени определило приговор, который вынес им Бог (3Цар 22:43; 4Цар 16:2 и след.). Цари Северного царства навлекли на себя проклятие (3Цар 16:2) тем, что продолжали поклоняться изображениям тельца, которые Иеровоам I установил в Вефиле и Дане (4Цар 17:21-23; ср. 3Цар 12:28-32). Но еще губительнее оказалось идолопоклонство, в к-ром были повинны и иуд. Ц. — Ахаз, Манассия, Амон (4Цар 16:1; 4Цар 21:1). -> Высота.

III. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЦАРЯ

Израил. Ц. (см. статьи по именам отдельных Ц. и хронологич. таблицы) были предводителями войска во время войны (1Цар 12:2). Однако Давид нередко отправлял в поход только своего военач., а сам оставался в Иерусалиме (2Цар 10:7; 2Цар 11:1). В руках Ц. находилось управление страной. Он был верховным судьей (3Цар 3:9); в его пользу взимались подати (1Цар 8:14-17; -> Подати). Для сбора податей Соломон назначил в уделы десяти колен Израилевых (уделы Иуды и Симеона не названы) 12 приставников, подчиненных одному начальнику (3Цар 4:7-20). Кроме них, цар. службу несло множество других чиновников и военачальников различного уровня (см. 2Цар 8:15-18; 2Цар 20:23-26; 3Цар 4:1-6; 1Пар 27:25-34 и соотв. статьи); их содержание обеспечивалось за счет податей, взимаемых с населения, а иногда и прямых экспроприаций (1Цар 8:14 и след.). Кр. того, Ц. мог привлекать израильтян к оброчным работам. Иногда в Библии говорится о совещат. или согласит. функциях -> старейшин (3Цар 12:6) или собрания израильтян (1Пар 13:1-4), однако нет никаких сведений об ограничении цар. власти или контроле над ней.

IV. ЦАРИ, ПРАВИВШИЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИЗРАИЛЯ

Помимо Ц. Израиля в Библии упоминаются Ц. других стран и областей, обладавшие высшей, неогранич. властью:
1) правители великих держав: в -> Египте — -> фараон; в -> Ассирии — -> Феглаффелласар, -> Салманасар, -> Саргон, -> Сеннахирим, -> Асархаддон, -> Аснафар; в -> Вавилонии — -> Меродах-Валадан, -> Навуходоносор, -> Евилмеродах, -> Нергал-Шарецер, -> Валтасар; в -> Персии — -> Кир, -> Дарий, -> Артаксеркс; а также -> Александр Македонский, -> Кесарь;
2) правители малых царств: месопотамские Ц., современники Авраама (Быт 14:1), -> Ог, Ц. васанский, и -> Сигон, Ц. есевонский (Втор 29:7); месопотамский Ц. -> Хусарсафем (Суд 3:8); арам. (сир.) правители -> Разон, -> Венадад, -> Азаил, -> Рецин, -> Адраазар (2Цар 8:3), -> Фой (ст. 9), Ц. -> Маахи (2Цар 10:6), -> Фалмай (2Цар 3:3), Ц. -> Емафа и -> Арпада (4Цар 19:13). Из Ц. племен упоминаются -> аммонитяне -> Наас (1Цар 12:12), -> Аннон (2Цар 10:1) и -> Ваалис (Иер 40:14); -> моавитяне -> Валак (Чис 22:4), -> Еглон (Суд 3:12) и -> Меша (4Цар 3:4), а также цари -> Эдома (Быт 36:31-39). Аравийские Ц., видимо, были не более чем вождями племен: -> мадианитяне Зевей и Салман (Суд 8:12), -> амаликитянин Агаг (1Цар 15:8), кедарянин -> Гешем. Набатей -> Арета IV (2Кор 11:32), напротив, обладал значит. властью;
3) еще менее влият., чем Ц. племен, были Ц., правившие отдельными городами. Особняком среди них стоят -> финикийцы -> Хирам и -> Ефваал, которые благодаря своим обширным торг. связям добились значит. международного влияния. -> Филистимские князья также в некоторых случаях названы Ц., напр. -> Авимелех, Ц. герарский, -> Анхус, Ц. гефский, и Ц. Газы (Зах 9:5). Среди многочисл. Ц. ханаан. городов упоминаются -> Мелхиседек и пять Ц., чьи владения располагались в районе Мертвого моря (Быт 14:2) — все они были современниками Авраама; говорится также о -> Емморе, Ц. Сихема, современнике Иакова, кр. того, о Ц. Арада (Чис 21:1), о Ц., побежденных Иисусом Навином (Нав 12:9-24), и о -> Иавине (2);
4) о Ц., правивших в период между ВЗ и НЗ. -> Маккавеи; о Ц., правивших в новозаветную эпоху, -> Ирод Великий, -> Архелай, -> Ирод Антипа, -> Ирод Агриппа I и Ирод Агриппа II.

Цафнаф-панеах
(егип. «Бог говорит: Он живет»), имя, которым фараон нарек -> Иосифа (1) (Быт 41:45).

Цафон
(«север»), город в уделе Гада (Нав 13:27). Здесь ефремляне переправились через Иордан, когда хотели призвать Иеффая к ответу (Суд 12:1). Н.Глюк считает, что Ц. — это совр. Телль-Кос на реке Вади-Раджиб, в 5 км сев. Суккота (библ. Сокхофа) (см. карту на стр. 408).

Цвести
-> Зелень, зеленеть, цвести.

Цвет
-> Краска, цвет.

Цевоим (Севоим)
(«гиены»):
1) долину Ц. на границе с пустыней (1Цар 13:18), возможно, следует искать вблизи Вади-Келт, под Иерихоном. Долина, отходящая от Вади-Келт в юж. части, ныне носит название Вади-Абу-Даба («отец гиен»), сев. Вади-Келт находится долина Шакк-эд-Даба («ущелье гиен»);
2) город на прибрежной равнине, который в послепленный период был обжит вениамитянами (Неем 11:34). возможно, он тождествен г. Сабуме, упоминаемому в письмах из архива Телль-Амарны. Ученые предполагают, что он находился на месте совр. Хирбет-Сабие (новоевр. Цофит), в 27 км сев. Лода;
3) один из городов в долине Сиддим, которые были уничтожены вместе с Содомом и Гоморрой (Быт 10:19; Быт 14:2, 8; Втор 29:23; Ос 11:8). Ученые предполагают, что Ц. находился в Гор-эль-Мазраа, вост. части полуо-ва Лисан в Мертвом море, где есть долина с названием Вади-Себайе.

Цедад,
город на сев. границе земли обетованной (Чис 34:8; Иез 47:15). Ученые полагают, что Ц. находился на месте совр. Садада, прим. в 35 км юго-вост. Риблы, на пути в Пальмиру (Тадмор).

Цела
(«сторона»), город в уделе Вениамина (Нав 18:28); здесь находилась фамильная гробница Киса, отца Саула (2Цар 21:14). Исследователи полагают, что этот город находился на месте совр. Хирбет-Селаха, прим. в 3,5 км сев.-зап. Иерусалима.

Целек
(возможно, «мощно взывающий»), аммонитянин, один из храбрых у Давида (2Цар 23:37; 1Пар 11:39).

Целование, лобзание

I. На Востоке поцелуй был привычной формой почтит. приветствия, особенно Ц. руки, при к-ром надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу (Исх 18:7: Моисей приветствует своего тестя). Другой способ засвидет-вовать почтение состоял в том, чтобы губами прикоснуться к одежде благородного лица (по-видимому, именно это пытался сделать Саул, когда «ухватился за край одежды» Самуила: 1Цар 15:27). Самуил, целуя Саула, выразил свое преклонение перед избранным царем (1Цар 10:1). Ц. ног выражало глубочайшее смирение и безусловное подчинение («целуйте Его ноги» — один из возможных вариантов перевода евр. текста, переданного в Синод. пер. как «почтите Сына» — Пс 2:12). То же самое подразумевает и выражение «лизать прах» (Пс 71:9), т.е. касаться ртом пыльной земли или ч.-л. пыльных ног. Женщина, целующая ноги Иисуса (Лк 7:38,45), выражает этим свою благодарность и преданность Тому, Кто возвестил ей Божье прощение. Идолопоклонники целуют Ваала (3Цар 19:18), золотого тельца (Ос 13:2); Ц. собственных рук упоминается в одном контексте с поклонением солнцу и луне (Иов 31:27).

II. Ц., как и объятия, было -> приветствием равных. При этом каждый из целовавшихся клал голову сначала на правое плечо другому и целовал его в правую щеку, потом на левое плечо и целовал в левую щеку. Так приветствовали друг друга Иаков и Исав (Быт 33:4), так Иосиф дал узнать себя Вениамину и своим братьям (Быт 45:14 и след.), так отец встретил блудного сына (Лк 15:20), так Павел простился с пресвитерами Эфесской (Ефесской) церкви (Деян 20:37). При Ц. брали другого человека за бороду или целовали и саму бороду (2Цар 20:9).

III. Поцелуями приветствовали отца (Быт 27:26 и след.; ср. 50:1) и мать (3Цар 19:20), сына (2Цар 14:33; Лк 15:20), брата (Быт 33:4; Исх 4:27), друзей (1Цар 20:41; 2Цар 15:5; 2Цар 20:9 и след.; Мф 26:48 и след.; Лк 22:47 и след.), а также родственников (Быт 29:11,13). Целовались и при прощании (Руфь 1:9; 2Цар 19:39). Приличия требовали, чтобы хозяин приветствовал гостя поцелуем. Однако фарисей Симон не был столь вежлив с Иисусом (Лк 7:45). О поцелуях между любящими говорится в Песн 1:1; Песн 8:1, о поцелуе блудницы — в Притч 7:13:

IV. Поцелуи как выражение христ. любви названы в посланиях апостолов «целованием (лобзанием) святым» (Рим 16:16; 1Кор 16:20; 2Кор 13:12; 1Фес 5:26) или «лобзанием любви» (1Пет 5:14).

Целомудренный
-> Целомудрие, целомудренный, чистота.

Целомудрие, целомудренный, чистота

I. Под Ц. в Библии подразумеваются цельность характера и чистота движущих мотивов, искренность помыслов и чувств, а в более узком смысле — основанное на этом ограничение плотских влечений, прежде всего в половой жизни. ВЗ, говоря об этом (Быт 39:7-12; Лев 20:10-23; Иов 31:1), нигде не употребляет слово «Ц.», а говорит лишь о чистоте (Пс 50:12). Слова «целомудрие» и «целомудренный» появились только в НЗ как перевод различных греч. слов.

II. Греч. слова гагнос, гагнотэс, гагнидзо и гагнейа означают прежде всего нравств. чистоту, честность и непорочность (2Кор 6:6; Флп 4:8; 1Тим 4:12; 1Тим 5:2,22; Тит 2:5; 1Пет 1:22; 1Пет 3:2; 1Ин 3:3; Иак 3:17; Иак 4:8). Вместе с тем слово гагнидзо может означать и культовую чистоту в ее ветхозаветном понимании (Ин 11:55; Деян 21:24,26; Деян 24:18).

III. В противоположность греч. философии (в русле к-рой в новозаветную эпоху зародился гностицизм; см. Кол 2:21-23), рассматривавшей тело как тюрьму для души и любовное влечение как порок, Библия свидетельствует о том, что в плотской любви открываются мудрость и сила Творца (Иов 10:8; Пс 138:14), и человек должен принимать ее с благодарностью (Еккл 9:9; 1Тим 4:3-5). Правда, он должен и здесь подчиняться Божьему слову и Его заповедям. Рядом с дарованным во Христе спасением больше нет места для аскезы, имеющей целью оправдаться собств. заслугами (Гал 5:4).

Целцах,
город на границе удела Вениамина, вблизи гробницы Рахили (1Цар 10:2), т.е., согл. Быт 35:19, на пути в Вифлеем. Его точное местонахождение неизвестно.

Цемараим,
город в уделе Вениамина (Нав 18:22), а также гора вблизи этого города (2Пар 13:4); у этой горы иуд. царь Авия нанес поражение израил. царю Иеровоаму I. Город Ц. упоминается в списке Шешонка (библ. Сусакима) (см. карту на стр. 960); место, где он стоял, находится рядом с Рас-эс-Цемарой, на горе, между Тайибой (-> Ефрон (2); ср. 2Пар 13:19) и Раммуном, прим. в 20 км сев.-вост. Иерусалима.

Цемареи,
хананейское племя (Быт 10:18; 1Пар 1:16), вероятно, жители Симирры, или Симиры, находившейся в том месте средиземноморского побережья юж. Арвада, где теперь лежат развалины Сумры (см. карту на стр. 1019). Этот город упомянут в егип. и ассир. надписях, а также в письмах из архива Телль-Амарны.

Цена крови,
деньги, полученные за преступление (Мф 27:6). После вынесения Иисусу смертного приговора Иуда бросил в храме сребреники, полученные им за предат-во. Но т.к. эти деньги были «ценою крови», их не стали класть в храмовую сокровищницу, а купили на них землю горшечника (-> Акелдама), чтобы хоронить в ней чужеземцев.

Цена пса,
плата, к-рую получал мужчина, занимавшийся культовой проституцией [евр. кадеш]. Мальчиков и юношей, которые во славу языч. идолов отдавались другим мужчинам (ср. Быт 19:5; Рим 1:27), называли «псами». Проституция процветала у хананеев, в капищах богини -> Астарты. Получаемую «псами» плату запрещалось приносить в дом Господень (Втор 23:18). -> Блудница -> Малакия.

Ценан
-> Цаан.

Цепочка
-> Цепь, цепочка, оковы, узы.

Цепь, цепочка, оковы, узы

I. Медные Ц. были частью оков, которые надевали на ноги пленным или преступникам (Суд 16:21; 4Цар 25:7; 2Пар 33:11; 2Пар 36:6). Ц. соединяла кольца, которые надевали заключенному выше щиколоток, так что арестант мог делать только короткие шаги. В Библии упоминаются также Ц. на руках узников (Иер 40:4; Деян 12:6 и след.); они же, вероятно, подразумеваются и в Деян 21:33; Еф 6:20; 2Тим 1:16: Ц. сковывали одержимых бесами или безумных (Мк 5:3 и след.; Лк 8:29; ср. Дан 4:20). В Иез 19:4 под Ц. подразумеваются кольца в носу или в губе, за которые -> пленных вели на поводу.

II. Цепочки как украшения. -> Украшение (II,6-8).

III. Золотые цепочки служили украшением -> наперсника -> первосвященника (Исх 28:22 и след.); они были «выделаны» на стенах «дома Господня» (2Пар 3:5); цепочками были также украшены Святое Святых и медные колонны (ст. 16; ср. -> Иахин, 4). В Ис 40:19 упомянуты серебряные цепочки идолов.

Цер,
укреп. город в уделе Неффалима (Нав 19:35), находившийся между Циддимом и Хамафом. Его точное местонахождение неизвестно.

Цереда
-> Цареда.

Цереф
[евр. Церет], сын Ахшура из колена Иуды и его жены Хелы (1Пар 4:7).

Цереф-Шахар,
город в уделе Рувима «на горе Емек», т.е. над долиной (Нав 13:19). Исследователь Музиль предполагает, что Ц.-Ш. лежал на месте развалин Эз-Зара, располож. на холме на вост. берегу Мертвого моря, прим. в 5 км юж. впадения Вади-Зарка-Маина и в 6 км сев.-зап. Махера.

Цери
(«мастичный бальзам»), сын Идуфуна (1Пар 25:3), в ст. 11 назв. Ицрием.

Церковь, собрание, община

I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) в ВЗ для обозначения общины употребляются два слова — эда, которое обозначает израил. народ в целом, т.е. мужчин, женщин и детей, и кахал, под которым подразумевается избранный Богом народ Израиля, т.е. религ. община. В реальности все это было взаимосвязано и имело общее начало;
2) ветхозаветная община состояла из потомков Авраама. Местом обществ. богослужения сначала явл. -> скиния, а позднее, со времен Соломона, — храм. О принадлежности к Израилю свидет-вовало знамение завета -> обрезание. Тот, кто хотел вступить в общину богоизбр. народа, должен был, если для этого не существовало иных ограничений (Втор 23:2 и след.), подвергнуться обрезанию (Исх 12:48). -> Гражданство.

II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) греч. слово экклесиа означает собрание членов общины, обладающих правом голоса. В Септуагинте этим словом часто обозначается ветхозаветная община в значении «народ Божий» (кахал);
2) в НЗ под словом экклесиа в первую очередь подразумевается Ц., т.е. сообщество людей (Деян 2:47; 1Кор 15:9; Кол 1:18,24), которые признают и исповедуют Иисуса Христа Сыном Божьим и Человеческим и, значит, — своим Спасителем и Господом (Мф 16:16 и след.; 1Кор 1:2); Ц. — это община «святых и верных во Иисусе Христе» (Еф 1:1). Члены этой общины регулярно встречаются для совершения богослужений и поддерживают общение в повседневной жизни (Деян 2:44-47). Для того чтобы быть принятым в общину, необходимо пройти обряд -> крещения (Деян 2:41);
3) вначале первая христ. община в Иерусалиме была тесно связана с иуд. общиной. Но после побиения камнями Стефана и гонений на Иерусалимскую Ц. (Деян 8 и след.) обе общины разделились, и за пределами Иерусалима ученики объединялись в группы, которые организовывали и утверждали самостоятельные Ц. (Деян 15:41; Рим 16:4 и след.). Словом «Ц.» стали также обозначать всех верующих, живущих «по всей Иудее, Галилее и Самарии» (Деян 9:31) и во всем мире. Вселенская Ц. и отдельные поместные Ц. считаются «телом Иисуса Христа»; ее членами являются отдельные верующие, а главой — Сам Христос (1Кор 12:12; Еф 1:22 и след.);
4) Ц. росла и растет благодаря деят-сти апостолов и евангелистов (1Кор 12:28; Еф 4:11; 2Тим 4:5). Руководят Ц. -> пресвитеры (Деян 14:23), которые также называются -> епископами (блюстителями) и -> пастырями (Деян 20:17,28; 1Тим 5:17). Наряду с ними упоминаются диаконы (Флп 1:1; 1Тим 3:8; -> Служитель). Женщины также бывали диакониссами церквей (Рим 16:1). Особые обязанности в общине возлагались на вдов (1Тим 5:9 и след.). Мужчины и женщины, наделенные даром -> пророчества, состояли в Ц. пророками и пророчицами (Деян 11:27; Деян 21:9 и след.; 1Кор 11:4 и след.). Из других -> даров Св. Духа, используемых на благо Ц., следует отметить силу исцеления, чудотворение и др. (1Кор 12:7-10). -> Должность;
5) в своих богослужениях первые Ц. во многом опирались на опыт синагог. К чтению Писания (т.е. ВЗ) прибавилось публичное чтение апостольских посланий (Кол 4:16; 1Фес 5:27). Упоминаются такие элементы богослужения, как проповедь (Деян 20:7), молитва (Деян 4:23 и след.; 1Кор 14:15) и пост (Деян 13:2 и след.), песнопения (Еф 5:19), возложение рук (Деян 6:6; 1Тим 4:14), пророчество, хлебопреломление (Деян 2:46; 1Кор 11:20-34), крещение и сбор пожертвований (1Кор 16:1 и след.). Об устройстве Ц. -> Должность (II,A) -> Деяния апостолов (III);
6) сбор пожертвований в пользу Иерусалимской Ц., проводившийся в основанных ап. Павлом Ц. (1Кор 16:3), свидетельствует о том, что, несмотря на независимость отдельных Ц., все они были «едины» между собой (Ин 17:21). Это позволило преодолеть даже весьма острые противоречия между иудеохристианами и обращенными язычниками. -> Апостольский собор.

Церон
[евр. Церор, «мешочек» или «камешек»], вениамитянин, предок Саула (1Цар 9:1).

Церуа
[«страдающая кожным заболеванием» (вероятно, прокаженная)], мать израил. царя Иеровоама I (3Цар 11:26), жена Навата.

Цефания (Софония)
[евр. Цефанья и Цефаньяху, «Господь укрыл»]:
1) левит, потомок Каафа (1Пар 6:36);
2) пророк, сын Хусия и потомок Езекии (Соф 1:1); -> Книга пророка Софонии;
3) сын Маасеи (Иер 21:1), священник в Иерусалиме, который по своему чину занимал место непосредств. за первосвященником (4Цар 25:18). Лжепророк Шемаия, живший в изгнании, донес на Иеремию Ц., но тот сообщил об этом обвиненному пророку и не применял против него никаких мер (Иер 29:24-32). Седекия послал Ц. вместе с другими к Иеремии с просьбой, чтобы тот вопросил Господа о царе и за него (Иер 21:1; Иер 37:3). После завоевания Иерусалима С. был казнен в Ривле (4Цар 25:18-21; Иер 52:24-27);
4) отец Иосии, живший во времена пр. Захарии (Зах 6:10,14).

Цефата,
долина у Мареши (2Пар 14:10), возможно, Вади-Сафит (новоевр. Гуврин). Ц. начинается сев.-вост. Мареши и простирается через Бет-Джибрин на северо-запад. Предполагают, что евр. слово цефата — это искаж. в результате ошибки переписчика цефона («северная») и должно переводиться, как это и сделано в Септуагинте, «в долине севернее Мареши».

Цефаф,
прежнее название -> Хормы (Суд 1:17).

Цефо,
сын Елифаза, правнук Исава, эдомский старейшина (Быт 36:11,15; 1Пар 1:36).

Цефон
-> Цифион (Цефон).

Цивеон
[евр. Цивон, возможно, «гиена»], дед Оливемы, жены Исава, -> евей (Быт 36:2,14), а также один из старейшин у -> хорреев (Быт 36:20,24,29; 1Пар 1:38,40). возможно, речь здесь идет об одном и том же лице; ср. -> Ана.

Цивья
(«газель»), жена царя Иудеи Охозии и мать царя Иоаса. Ц. была родом из Вирсавии (4Цар 12:1).

Цигор
(от евр. «быть ничтожным»), селение в Иудейских горах (Нав 15:54), ныне Саир, или Сиир, в 7,5 км сев.-вост. Хеврона. -> Цаир.

Циддим,
укреп. город в уделе Неффалима (Нав 19:35). Талмуд называет этот город «Кефар-Хаттья», поэтому ученые полагают, что он находился на месте Хаттина (новоевр. Кафар-Цейтим), прим. в 15 км сев. горы Хаттин (новоевр. Карней-Хиттим) и прим. в 8 км сев.-зап. Тивериады.

Циклаг (Секелаг),
город в пустыне Негев (Нав 15:31), доставшийся в удел колену Симеона (Нав 19:5; 1Пар 4:30). Позднее этот город принадлежал филистимлянам. Гефский царь Анхус отдал Ц. Давиду (1Цар 27:6; 1Пар 12:1), и с тех пор город находился во владении царей Иуды. Когда Давид сопровождал Анхуса в походе против Саула, Ц. был разрушен амаликитянами (1Цар 30:1). Через несколько дней Давид получил здесь известие о смерти Саула (2Цар 1:1; 2Цар 4:10). После возвращения евреев из вавил. плена город был вновь заселен (Неем 11:28). возможно, Ц. — это совр. Телль-эль-Хувелифе (новоевр. Тель-Циклаг), в 16 км сев. Беэр-Шевы (см. карту на стр. 216).

Цилла
[«тень (т.е. защита Божья)»], одна из жен Ламеха, мать Тувалкаина и Ноемы (Быт 4:19,22 и след.).

Цилльфай
-> Цилфай.

Цилфай (Цилльфай)
[евр. Циллетай, кр. ф-ма от Бецалела]:
1) вениамитянин, сын Шимея (1Пар 8:20);
2) израильтянин из колена Манассии, который пришел к Давиду в Секелаг (1Пар 12:21).

Цин (Син),
пустыня на границе с Эдомом, на западе земли обетованной (Чис 13:22; Чис 34:3; Нав 15:1). Она простирается между Акравимом и Кадес-Варни (Чис 34:4; Нав 15:3), Кадес находился на ее тер. (Чис 20:1; Чис 33:36; Чис 34:4; Втор 32:51). Очевидно, пустыня Ц. — это часть пустыни -> Фаран.

Цитра
-> Музыкальные инструменты (III).

Цифион (Цефон)
[евр. Цифйон, возможно, «нести вахту» или «разведовать»], сын Гада, родоначальник одного из родов колена Гада (Быт 46:16; Чис 26:15).

Цифрон
[евр. Зифрон], город на сев. границе Ханаана (Чис 34:9). -> Сепарваим.

Циха:
1) -> нефиней, потомки к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:43; Неем 7:46);
2) начальник над нефинеями в Офеле во времена Неемии (Неем 11:21).

Циц
(«цветок»), перевал, через который объедин. силы аммонитян, моавитян и маонитян наступали на израильтян со стороны Енгедди в направлении Фекои и пустыни Фекойской (2Пар 20:2,16,20). Ц. чаще всего отождествляют с долиной Вади-Хазаза, которая начинается от побережья Мертвого моря, прим. в 10 км сев. совр. Эйн-Геди, и тянется к Иудейским горам.

Цоан,
древний город в Египте. Его егип. обозначение днт точно соответствует евр. названию цоан; греч. имя этого города — Танис; ныне это местечко Сан-эль-Хагар-эль-Киблия вблизи озера Манзала, в сев. части дельты Нила. Замечание в Чис 13:23 о том, что Хеврон был построен на семь лет раньше егип. Ц., могло бы свидет-вовать о возрождении Ц. в период Среднего царства (прим. в 2000-1800 гг. до Р.Х.) или в царствование гиксосов в XVI в. до Р.Х., сев. столицей которых, возможно, был Ц. В Пс 77:12,43 упоминается «поле Цоан» [евр. седе цоан] как место чудес, совершавшихся при исходе из Египта. С 1100 г. до Р.Х. и прим. до 660 г. до Р.Х., во время правления XXI-XXIII династий, Ц. фактич. был столицей Египта, а затем сев. форпостом XXV (эфиопской) династии. Это стало причиной возвышения Ц. как резиденции князей, советников фараона (Ис 19:11,13; Ис 30:4). Он был упомянут среди величайших егип. городов в пророчестве Иезекииля (Иез 30:14). -> Исход (V,1); см. также карту на стр. 282: -> Хеврон (1).

Цоар
(в др.-евр. оригинале Мицар, «маленький»), гора в Северной Палестине (Пс 41:7). Исследователи предполагают, что это одна из гор Телль-эль-Ахмара, находящихся в 7,5 км юго-вост. Баниас; на ее сев.-зап. склоне расположен город Цоара.

Цоба
-> Сова (Цоба, Сува, Цован).

Цован
-> Сова (Цоба, Сува, Цован).

Цовев
[евр. Цовева], сын Коца из колена Иуды (1Пар 4:8).

Цора,
город на границе уделов Иуды и Дана (Нав 15:33; Нав 19:41), родина Самсона (Суд 13:2,25; Суд 16:31), совр. Тель-Цора, в 3 км сев.-вост. Бет-Шемеша.

Цофах
(«пузатый кувшин»), сын Гелема из колена Асира (1Пар 7:35 и след.).

Цохар
(возможно, «красновато-белый»):
1) хетт (-> Хеттеи), отец Ефрона (Быт 23:8; Быт 25:9);
2) сын Симеона (Быт 46:10), называемый также Зарой (-> Зерах, 3) (Чис 26:13);
3) (от др.-евр. «светлый», «яркий»), сын Ахшура из колена Иуды и его жены Хелы (1Пар 4:7).

Цуар
(от евр. «быть ничтожным»), отец Нафанаила, главы колена Иссахара во время -> странствования евреев в пустыне (Чис 1:8; Чис 2:5; Чис 7:18,23; Чис 10:15).

Цур
(«скала»):
1) мадиамский царь, вассал или союзник царя аморреев Сигона из Есевона, отец -> Хазвы. Ц. был убит в сражении израильтян с мадианитянами (Чис 25:15,18; Чис 31:8; Нав 13:21);
2) вениамитянин, сын Иеила из Гаваона (1Пар 8:30; 1Пар 9:36).

Цур-Орив
(«скала ворона»), скала, на к-рой был убит Орив (Суд 7:25; Ис 10:26). Известно, что она расположена зап. р. Иордан, но более точно ее местоположение не определено.

Цуриил
[евр. Цуриэл, «Бог — (моя) скала»], левит, сын Авихаила, глава родов Мерари во время -> странствования в пустыне (Чис 3:35).

Цуришаддай
[«(моя) скала — Всемогущий»], отец Шелумиила, главы колена Симеона (Чис 1:6; Чис 2:12; Чис 7:36,41; Чис 10:19).

Цуф
(возможно, «сочащийся мед», «патока»):
1) левит, предок Самуила (1Цар 1:1; 1Пар 6:35);
2) земля Ц.; здесь находился город, в котором жил Самуил (1Цар 9:5,6; ср. 1Цар 7:17), -> Рама (1) или Рамафаим-Цофим (1Цар 1:1).