“Э” (библейская энциклопедия)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш/Щ Э Ю Я

Эвал (Евал),
сын Шовала, потомок Сеира Хорреянина (Быт 36:23; 1Пар 1:40).

Эвроклидон
В наиб. авторитетных греч. рукописях — эуракюлон (Деян 27:14), слово, обознач. сев.-вост. ветер. В некоторых рукописях это слово читается как эуроклюдон (такого прочтения придерживаются и авторы Синод. пер.): его часто переводят как «юго-восточный ветер», что, однако, не соответствует контексту. В данном случае имеет место неправильное написание непонятного слова.

Эгла (Аглая)
(«телица»):
1) жена Давида, мать Иефераама (2Цар 3:5; 1Пар 3:3);
2) -> Третья Эгла.

Эдом
-> Едом.

Эдомитяне, идумеи,
потомки Исава (Быт 36:1-19), поселившегося ко времени возвращения Иакова из Месопотамии в р-не горы Сеир (Быт 32:3; Быт 36:6-8). Эдомитяне полностью отвоевали Сеир у хорреев (Быт 14:6; Быт 36:20-30; Втор 2:12,22). Наряду со старейшинами в Библии упоминаются и восемь эдомитянских царей (Быт 36:31-39). Последний из царей Эдома, год смерти к-рого не приводится, мог быть современником Саула. Результаты иссл. показывают, что в то время цари у Э. избирались; позднее (3Цар 11:14) речь идет уже о цар. династии. Во время странствования израильтян по пустыне эдомский царь запретил им проходить через его землю. Поскольку война с Э. израильтянам была запрещена, они пошли в обход Эдома (Чис 20:14-21; Втор 2:4-8; Суд 11:17). В отличие от аммонитян и моавитян, Э. в третьем поколении могут войти в общество Господне (Втор 23:8 и след.), но ВЗ рассказывает о длит. вражде между евреями и Э. с момента их первого столкновения. На протяжении 400 лет дело не доходило до открытых воен. действий; первым против Э. выступил Саул (1Цар 14:47); Давид полностью подчинил их себе, чем подтвердил предсказание Валаама (Чис 24:18). За битвой в Соляной долине следует покорение всей земли Э. (2Цар 8:13 и след.; 1Пар 18:12 и след.). Иоав с войском в течение шести месяцев остался в Эдоме и уничтожил там все мужское население (3Цар 11:15 и след.), лишь цар. сыну Адеру удалось спастись бегством в Египет. После смерти Давида и Иоава Адер вернулся в свою страну врагом Соломона (ст. 14-22,25), но не смог воспрепятствовать предпринятому этим царем строит-ву кораблей в портовом городе Ецион-Гавере (3Цар 9:26-28) и сооружению медеплавильных печей. При Иосафате, продолжившем строит-во кораблей в Ецион-Гавере, эдомитянами правил иуд. наместник (3Цар 22:47 и след.), который в 4Цар 3:9 назван «царем». При этом наместнике Э. принимают участие в совместном походе израил. царя Иорама и иуд. царя Иосафата против моавитского царя Месы (Меши) (4Цар 3:4-27). Когда в отместку за это моавитяне и аммонитяне нападают на Иудейское царство, в их войске оказываются и Э., которые, однако, первыми пострадали во вспыхнувшей между союзниками ссоре (2Пар 20:1,10,23). Во времена правления Иорама, сына Иосафата, Э. поставили собств. царя и, несмотря на поражение в битве, смогли утвердить свою независимость (4Цар 8:20-22; 2Пар 21:8-10). Решающей победы над ними добился Амасия, завоевавший их столицу Селу, к-рую он переименовал в Иокфеил («Оплот Бога»). Но то обстоят-во, что он привез в Иерусалим эдомитских идолов и поклонялся им, свело на нет успех его завоеваний (4Цар 14:7; 2Пар 25:11-14). Его сын Озия (Азария) присоединил к Иудее Елаф и вернул выход к заливу Акаба (4Цар 14:22; 2Пар 26:2). Но когда на Иудею напали Факей и Рецин (733 г. до Р.Х.), Э. также вторглись в страну, взяли пленных и увели их (2Пар 28:17). Порт Елаф вновь, теперь уже навсегда, был утрачен израильтянами (4Цар 16:6). При ассир. царях Тиглатпаласаре III, Саргоне II, Синаххерибе (библ. Сеннахириме), Асархаддоне и Ашшур-банапале Эдом, как и Иудея, был обложен данью, что вызвало восстание этих гос-в в союзе с Ашдодом (Азотом), которое было подавлено в 711 г. до Р.Х.; в 701 г. до Р.Х. Э. вновь пришлось покориться. Во времена Навуходоносора в Эдоме жил царь (Иер 27:3), который, по-видимому, вел с иуд. царем Седекией переговоры о заключении союза. Но когда Иерусалим был завоеван, Э. напали на побежденных и заняли юг Иудеи вплоть до Хеврона. Такое вероломство придает плачам иудеев и предсказаниям суда над Эдомом особую пронзительность (Пс 136:7; Ис 63:1-4; Иер 49:7-22; Плач 4:21 и след.; Иез 35:5,15; Иез 36:5; Авд 1:10-14). По мере продвижения на север Э. теряли обжитые ими тер., уступая их набатеям. Маккавеи возвращают Иудее Хеврон и в конце II в. до Р.Х. принуждают Э. к обрезанию, присоединяя их таким образом к иуд. народу. С тех пор область совместного проживания иудеев и Э. зачастую называется греч. и рим. писателями как -> Идумея, а сами Э. — идумеями. В середине I в. до Р.Х. к власти в Иудее приходит идумейская династия, основателем к-рой был Антипатр, отец Ирода Великого. После разрушения Иерусалима (70 г. по Р.Х.) Э. как народ исчезают с ист. арены. Данные об идолопоклонстве эдомитян (2Пар 25:14 и след.,20), участие в к-ром привело к гибели Амасию, были подтверждены и дополнены результатами раскопок капища в -> Петре. Вблизи Восоры были найдены глиняные фигурки богини плодородия. Из личных имен эдомитских божеств исследователям удалось установить имя бога Коса. О разумности и мудрости Э. упоминается в Иер 49:7 и в Авд 1:18: Полагают, что речи одного из друзей Иова, Елифаза Феманитянина (Иов 2:11; Феман — эдомитский город), вобрали в себя мудрость эдомитян.

Эл-Вефиль
(«Эль (Бог) в Вефиле»), место, где Иаков воздвиг жертвенник Господу (Быт 35:7).

Эль-Фаран
(«баран» или «большое, сильное дерево Фарана»). Исходя из Быт 14:6, возможно, Э.-Ф. — это древнее название Эйлата (библ. -> Елафа), находящегося на берегу залива Акаба. См. карту на стр. 449:

Эла (Ила, Ела)
[«большое дерево» (теревинф)]:
1) идумей, потомок Исава, старейшина племени (Быт 36:41);
2) сын Халева и внук Иефонии (1Пар 4:15);
3) вениамитянин, сын Уззия (1Пар 9:8);
4) отец Шимея, приставника (наместника) в земле Вениамина во времена Соломона (3Цар 4:18);
5) израил. царь, сын и наследник царя Ваасы. Э. правил два года в Фирце (883-882 гг. до Р.Х.); был убит своим военач. Замврием в доме управляющего цар. дворцом. Замврий искоренил весь род Ваасы, чем исполнил предсказание пр. Иуя (3Цар 16:1-4,6-14);
6) отец израил. царя Осии (4Цар 15:30; 4Цар 17:1).

Элам
-> Елам.

Эласа (Елеаса)
(«Бог сделал»):
1) сын Хелеца из колена Иуды (1Пар 2:39 и след.);
2) сын Рефаии, потомок Саула и Ионафана (1Пар 8:37; 1Пар 9:43);
3) сын Сафана, посланник царя Седекии (Иер 29:3);
4) священник, сын Пашхура, расставшийся со своей иноплем. женой (Езд 10:22).

Эль-Амарна
-> Телль-Амарна.

Эльегоенай (Елиегоэнай)
[евр. Эльехоэнай, «мои глаза направлены на Господа»]:
1) сын Мешелемии, левитского привратника в скинии во времена Давида (1Пар 26:3);
2) израильтянин, возвратившийся из вавил. плена вместе с Ездрой (Езд 8:4).

Эн-Гадди
-> Ен-Геди.

Эпикурейцы,
оппоненты Павла во время пребывания апостола в Афинах (Деян 17:18; -> Стоики). Это были сторонники философской школы, основ. Эпикуром в Афинах в 306 г. до Р.Х. Согл. его учению, смысл жизни заключается в спокойном наслаждении жизн. благами, к которым относятся также и духовные радости. Эпикур отрицал веру в Бога, а Божье руководство миром рассматривал как суеверие, поскольку страх перед Богом не позволял испытывать полноту радости жизни.

Эрех
[аккад. Урук]. Город на Евфрате в юж. Вавилонии, один из древнейших городов страны (Быт 10:10), ныне Варка. Э. наряду с Кишем, Лагашем и Уром играл значит. роль уже в древней Вавилонии. Здесь, господствуя над всей Вавилонией, царствовал легендарный Гильгамеш. После падения Самарии жители Э. (в Синод. пер. — «Арехьяне») были переселены ассирийцами в сев. Израиль (Езд 4:9). См. карту на стр. 118:

Эфер (Ефер)
[«газель» (самая мелкая из газелей, с рыжеватой окраской спины)]:
1) сын Мадиана (Быт 25:4; 1Пар 1:33) и его потомки;
2) иудей, сын Езры, возможно, принадлежавший к роду Халева (1Пар 4:17);
3) глава одного из родов вост. полуколена Манассии (1Пар 5:23 и след.).

Эфиопия
-> Куш.

Эхи,
сын Вениамина (Быт 46:21). Полагают, что он тождествен израильтянину, назв. в Чис 26:38 Ахирамом, а написание Э. считают опиской. -> Ахер.

Эцбон (Ецбон):
1) сын Гада (Быт 46:16), называемый также Ознием (Чис 26:16);
2) сын Белы из колена Вениамина (1Пар 7:7).

Эцер (Ецер)
(возможно, от евр. «накапливать»), старейшина хорреев и сын Сеира хорреянина (Быт 36:20 и след.,27,30; 1Пар 1:38,42).

Эшбан (Ешбан),
сын хоррея Дишона (Быт 36:26; 1Пар 1:41).

Эшкол
(«гроздь»), аморрей, живший в окрестностях Хеврона, союзник Авраама (Быт 14:13-24).